В Москве-реке нужно утопить 50 миллиардов

Архитекторы вновь заявили о необходимости развития прибрежных территорий

Столичные власти объявили о проведении конкурса на развитие рек и зон рядом с ними. Однако сейчас большая часть берегов находится в плачевном состоянии. Так что задача их облагораживания, надо сказать, колоссальная — и по объемам работ, и по затратам, которые предполагает такое благоустройство. Сложности, с которыми можно столкнуться при обустройстве рек, специалисты уже назвали.

Архитекторы вновь заявили о необходимости развития прибрежных территорий
70% берегов в Москве ждут внушительных капиталовложений. Фото предоставлено Институтом Генплана Москвы

Попытка создания зеленых коридоров вдоль Москвы-реки была прописана еще в Генплане 1935 года, но программа так и не состоялась.

— На берегах рек формировались усадьбы, парки и монастыри. Но в XIX веке сюда пришли промышленные предприятия, и река использовалась как утилитарный объект, — рассказывает руководитель НПО «Исторические зоны» Института Генплана Москвы Елена Соловьева. — В Москве существовало пренебрежительное отношение к реке и ансамблевому характеру застройки набережных. В Питере при строительстве города видовые картины набережных продумывались заранее, поэтому сейчас там сохраняются потрясающие виды.

Видовые картины, которые открываются с берегов рек в Москве, глаз не радуют, за исключением разве что Кремля, Замоскворечья и Воробьевых гор. Один из очевидных недостатков — мало мостов.

Анализируя проблемы московских берегов, архитекторы изучили и Яузу. «Вдоль Яузы много объектов культурного наследия, памятников архитектуры, церквей и дворцов, — поделился результатами исследований Ярослав Ковальчук. — Это очень зеленая территория, с большим количеством парков. Но большая часть из них — в плачевном состоянии и никак не благоустроена. Например, пока мы дошли от Андрониковского монастыря до Лефортова, обнаружили пять мест, где люди стихийно жарят шашлыки».

Чтобы превратить берега из периферии в полноценные городские пространства, необходимо создать комфортную среду для пешеходов, развивать уличную сеть и общественный транспорт, а главное — не забыть спросить мнение москвичей.

— В Москве плохо реализуется взаимодействие собственников, жителей, городских структур, — резонно заметил Ярослав Ковальчук. — Комплексный проект должен быть согласован со всеми сторонами, и только тогда он будет устойчивым и эффективным в долгосрочной перспективе, и новое строительство приведет к улучшению качества жизни.

По оценкам специалистов, 70% всех берегов в Москве нуждаются в капиталовложениях. Для сравнения: в 1938 году на устройство набережных было потрачено 230 млн рублей. Это около 50 млрд сегодняшних рублей.

Об экономических аспектах задуманного проекта развития рек рассказала директор Института региональных исследований и городского планирования НИУ «ВШЭ» Ирина Ильина: «Конкурс на развитие приречных территорий — серьезное управленческое решение. Мировой опыт показывает, что освоение территории реки всегда выгодно благодаря большой инвестиционной привлекательности. Экономический эффект от приречных территорий можно повысить почти в 600 раз. Для их развития будут использоваться средства, направленные на культуру, рекреацию, туризм, градостроительство, отчасти образование и спорт». Эксперты подчеркивают: в рамках конкурса должны присутствовать элементы финансовой модели. Иначе развитие рек так и останется лишь на бумаге.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру