Столицу ждет укрупнение?

Административная реформа предполагает объединение городских районов и даже упразднение префектур

06.08.2014 в 16:30, просмотров: 8071

Столичные власти задумались об административной реформе, которая сделает структуру управления мегаполисом менее громоздкой и избавит город от чиновничьего балласта. Самый кардинальный вариант предусматривает укрупнение городских районов и упразднение префектур, рассказал «МК» источник в столичном парламенте. В мэрии утверждают, что решение пока не принято: сначала нужно провести выборы, а уже потом заниматься преобразованиями.

Столицу ждет укрупнение?
фото: Дмитрий Каторжнов

Административное деление Москвы на сегодняшний день представляет собой 12 административных округов, 125 районов и 21 поселение, находящееся на присоединенных территориях. Такая структура не только разнородна по составу, но и чересчур громоздка. Например, в советские времена в столице было всего 30 районов (еще один, Солнцевский появился в 1983 году), которые управлялись партийными райкомами. Нынешнее деление является наследием постперестроечных времен, когда с благословения Ельцина каждый старался урвать «столько суверенитета, сколько смог проглотить». Москва тогда раздробилась на 125 кусочков, возглавляемых управами: они хоть и встроены в общую иерархию, но плохо поддаются контролю. Свидетельство тому многочисленные скандалы вокруг глав районов, повязших в коррупции. За три с половиной года Сергею Собянину пришлось поменять уже с десяток районных начальников, лишившихся его доверия по причине интереса к ним правоохранительных органов.

Источник в городком парламенте рассказал «МК», что власти задумались о проведении административной реформы, которая вернет Москву в советские времена. «После выборов административную карту Москвы перекроят заново, сократив число районов до 40-60», утверждает он. Представитель мэрии подтвердил, что такой вариант рассматривается, уточнив, что «с точки зрения управляемости это было бы правильное решение. Когда управ 125, не удивительно, что к власти приходят случайные люди». Кроме того, горадминистрации пора привести к одному знаменателю административное деление «старых» и «новых» территории. Ситуация, когда внутри одного мегаполиса существуют образования с разными функциями и полномочиями (т.е управы и поселения), не может существовать вечно, считает собеседник газеты.

Теоретически за образец чиновники могут взять территориальную нарезку, сделанную к выборам в Мосгордуму 2014 года. Она утверждена сроком на 10 лет и предусматривает деление Москвы на 45 избирательных округов, в каждом из которых проживает около 170 тыс. голосующих. При этом часть районов вошла в состав округов в полном составе, другие пришлось порезать надвое, но проблем с адаптацией у жителей не возникло.

Самый кардинальный вариант административной реформы, по словам источника, предусматривает не только укрупнение районов, но и упразднение префектур, которых до 2012 года было 10, а после присоединения новых территорий стало 12. (Некоторые из этих образований сами являются городами-миллионниками: например, в ЮАО по переписи 2010 года проживают 1,7 млн человек). «За» ликвидацию вроде бы говорит тот факт, что в парламент собрался префект ЮВАО Владимир Зотов. Этому «старожилу» даже не лужковского, а поповского созыва (Зотов возглавляет округ с момента его создания в 1991 году) вряд ли найдется место в других городских структурах, а кресло депутата — хорошая компенсация за многолетнюю службу городу. Однако представитель мэрии опровергает эту версию. По его словам, речь о ликвидации префектур не идет хотя бы потому, потому что на них завязаны многочисленные контракты, связанные с уборкой и благоустройством города. «Это выстроенный, доказавший свою эффективность механизм. Зачем от него отказываться?» недоумевает чиновник. Что касается Зотова, то участие в парламентских выборах было его личной инициативой, поскольку «человек за двадцать с лишним лет на одном месте устал». Кроме того, префект — это единственный кандидат, способный противостоять избирающемуся по тому же округу коммунисту Андрею Клычкову. Клычков был депутатом нынешнего созыва Мосгордумы, и по многим вопросам вставлял палки в колеса городским властям, добившись узнаваемости и популярности. «Поэтому против него решено было выставить «тяжелую артиллерию», поясняет собеседник газеты.

Координатор совета муниципальных образований Москвы Михаил Вельмакин подтверждает, что разговоры о необходимости административной реформы ведутся уже давно. «В укрупнении районов, безусловно, есть смысл, поскольку некоторые объекты — коммуникации, парки, речки и тд — растягиваются на несколько образований, что затрудняет принятие управленческих решений. С другой стороны, такая реформа избавит город от «балласта» районных чиновников, КПД полезного действия которых зачастую не превышает 50%», - отмечает Вельмакин. Поскольку «команда Собянина» еще не закончила борьбу с наследием прежнего градоначальника и его людьми, «окопавшимися» в префектурах и управах, административная реформа, по мнению эксперта, поможет укрепить их власть и влияние в городе.