Студенты-медики будут тренироваться на куклах

В Москве открылся первый учебный симуляционный центр

Работа на «скорой помощи» — одна из самых сложных в медицине. На принятие решения у врача остаются порой считаные секунды. И очень важно, чтобы они действовали правильно.
 

В Москве открылся первый учебный симуляционный центр

Учить молодых специалистов и студентов медвузов оказывать скорую медицинскую помощь в Москве теперь будут в условиях, максимально приближенных к реальным. На базе подстанции №9 Станции скорой и неотложной медицинской помощи им. А.С.Пучкова открылся первый в городе симуляционный центр. Вчера журналистам провели мастер-класс по оказанию первой доврачебной помощи.

Как рассказал главный врач станции Николай Плавунов, в центре будут ежедневно проходить обучение молодые медики и студенты старших курсов медвузов. Весь процесс будет сниматься на видеокамеры, чтобы впоследствии слушатели могли разобрать с инструктором свои ошибки. В будущем такие центры планируется открыть в каждом округе Москве.

В новом центре есть симулятор автомобиля «скорой», где до мельчайших подробностей имитированы «внутренности» кареты скорой медицинской помощи. Он оснащен более чем 150 различными устройствами, которыми в ежедневной практике пользуются медики. Одних только аппаратов для оказания помощи — 76 (электрокардиографы, дефибрилляторы, аспираторы и пр.). На монитор в соседней комнате выводятся показатели состояния «больного», роль которого играет манекен. При этом ситуацию можно смоделировать как в сторону улучшения, так и в сторону ухудшения состояния.

Медики продемонстрировали журналистам, как они действуют в случае аварии. В зал заносят манекен взрослого человека. Врачи отмечают, что любой осмотр начинается с оценки жизненно важных функций. «Откройте глаза!» — говорят больному. Кукла глаза открывает — значит, человек в сознании. Врач нагибается — проверяет дыхание, слушает пульс. Далее послушную куклу укладывают на носилки, попутно осматривая на предмет травм и переломов, и перемещают в карету СМП. Монитор показывает, что сердечные сокращения и артериальное давление пациента в норме. Но тут ситуацию моделируют — состояние ухудшается, дыхание нарушено. «Пациенту» ставят капельницу, выполняют санацию аспиратором, ставят специальную трубку в трахею и готовят аппарат искусственной вентиляции легких. Новая ситуация — сердечный ритм неровный. Медики делают непрямой массаж сердца и готовят дефибриллятор.

...Такие действия для сотрудников «скорой» дело вполне привычное. Но любой из нас может оказаться свидетелем ситуации, когда человеку требуется срочная помощь. «Клиническая смерть длится 5 минут, и роль тут играют даже секунды. Поэтому очень важно уметь оказывать первую доврачебную помощь», — говорит врач-реаниматолог Анна Захарова, начиная мастер-класс для журналистов.

Нам вносят ту же самую куклу и поясняют, что для начала нужно установить факт клинической смерти. Для этого надо, во-первых, определить, в сознании ли человек. «Откройте глаза!» — повторяем мы за врачом. Реакции нет. Теперь нужно нажать на точку у угла нижней челюсти под мочкой уха. Не реагирует.

Теперь проверяем дыхание. «Сначала смотрим, поднимается ли грудная клетка», — поясняет наш инструктор. Кукла, само собой, неподвижна. «А теперь приложите руку ко рту — если есть поток воздуха, значит, есть и дыхание». Но дыхания нет.

— Первые 2 минуты после остановки сердца у человека может сохраняться редкое, либо незаметное глазу, либо шумное дыхание. Это ненормальное дыхание, — поясняет Анна Захарова. — Нет сознания, нет дыхания или оно ненормальное — по этим критериям любой человек может установить факт клинической смерти. Пульс в данной ситуации рядовой обыватель искать не должен — он не скажет неподготовленному человеку ни о чем.

Итак, если факт комы установлен, пора переходить к сердечно-легочной реанимации. Анна Евгеньевна нависает над манекеном — руки прямые, как палки, одна ладонь на середине грудины, вторая сверху — давит всем весом с частотой 100 раз в минуту. Конечно, вес у всех разный, и чтобы не навредить человеку, придуман критерий, вдавливать нужно до 5 см вглубь, не меньше.

После 30 нажатий доктор начинает демонстрировать дыхание «рот в рот». «Но сначала проверьте проходимость дыхательных путей — положите руку на лоб больному и приподнимите челюсть. Далее опустите голову, зажмите нос и дышите в рот пострадавшему, следя за его грудной клеткой — она должна подниматься в ответ», — продолжает доктор.

Два вдоха-выдоха — и опять 30 нажатий. Перерыв между массажем и искусственным вдыханием не должен превышать 5 секунд. А сам массаж следует делать на твердой поверхности (например, на земле). «Многие люди брезгливы и боятся делать искусственное дыхание, опасаясь заразиться. Конечно, можно купить специальные салфетки на этот случай, но вряд ли их кто-то носит с собой. Но помните — даже если вы будете делать пострадавшему человеку только непрямой массаж сердца, его выживаемость повысится в 2–3 раза», — говорит Анна Захарова.

Чтобы продемонстрировать особенности реанимации у детей, в зал вносят крохотную куклу новорожденного. Она вызывает у журналистов больше всего умиления — к кукле выстраивается очередь, чтобы попробовать на ней непрямой массаж сердца двумя пальцами у детей (да-да, его проводят именно так!). При этом у детей до 10 лет реанимацию проводят с дыхания — 5 вдохов, лишь потом идет массаж сердца.

Но самое главное — не забыть вызвать «скорую» по телефону «03» или «103». Кстати, в этом году столичная «скорая» отметит 95-летний юбилей.

Учебное тело для студентов-медиков

Учебное тело для студентов-медиков

Смотрите фотогалерею по теме

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру