Эколог Максим Шингаркин о запахе сероводорода в столице: «Это неприятно, нештатно, но это не катастрофа»

Сероводородная атака наделала немало шума в столице. Зловонный запах тухлых яиц москвичи чувствовали на юге - востоке и в центре Москвы. Для мониторинга воздуха в столичном регионе создана правительственная комиссия.

Почему наш нос столь чувствителен к запаху сероводорода? Что могло стать источником его распространения в Москве? Могла ли это быть диверсия? - «МК» спросил у эколога, эксперта в области радиационной, экологической и промышленной безопасности, заместителя председателя Комитета Госдумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии, директора общественного фонда «Гражданин» Максима Андреевича Шингаркина.

Эколог Максим Шингаркин о запахе сероводорода в столице: «Это неприятно, нештатно, но это не катастрофа»
Фото: shingarkin.ru

-Хочу сказать, что если вы чувствуете запах сероводорода, это означает, что концентрация, пусть даже и повышенная, в целом не опасна для жизни и здоровья человека. Можно часами дышать, и ничего не будет. Потому что это естественный, природный запах. Человек сам в течения дня производит некое количество сероводорода. Зачем нам вообще нужен этот газ? В дикой природе наши предки питались протухшей пищей. Все тухлое дает запах сероводорода. Поэтому ничтожную его концентрацию человек чувствует за сотню метров. Ага, где — то лежит тухнущая туша мамонта. Сейчас к ней придем, раздерем ее на куски и съедим.

-Что могло быть источником распространения сероводорода в Москве?

-Источником такого объема газа, опять подчеркну - неопасного в целом для жизни и здоровья человека, могли быть только 3 объекта: две очереди Курьяновских очистных сооружений, очистные в Некрасовке и Московский нефтеперерабатывающий завод (НПЗ). В случае с очистными, это вообще естественная, природная ситуация. По сути дела, это концентрат, который идет от процесса брожения, который скопился за какое — то время и вырвался.

В низших слоях атмосферы была увлажненность, столб воздуха был прогрет равномерно, и конвекции (перемещения слоев среды с разной температурой. – Авт.) не было.

Я постоянно езжу мимо Некрасовских очистных сооружений. Запах сероводорода там никого из жителей давно не удивляет. Я вам честно скажу, существуют десятки городов в нашей стране, где люди периодически чувствуют запах сероводорода, но они к этому привыкли. Это неприятно, нештатно, но это не катастрофа. Сероводород оказывает практически нулевое воздействие на жизнь и здоровье человека.

Если источником сероводорода был Московский НПЗ, то речь идет уже о химической реакции. Естественно, этот газ, как растворенный, находится и в составе нефти, но скорее всего это было какое — то преобразование.

-Вчера временно исполняющий обязанности начальника МЧС по Москве Юрий Акимов заявил, что утечка сероводорода произошла на НПЗ в Капотне ввиду неисправности очистных сооружений.

-Давайте дождемся, когда это найдет подтверждение. Когда из нефти делают различную продукцию, в том числе в нагреве, в возгонке, там образуется сероводород. Почему вероятнее, что утечка произошла с НПЗ? Там есть долговременный источник. Там могло, не просто, грубо говоря, вырваться какое – то облако из — под колпака, пойти через трубу из — за аварийного сброса давления. Там идет процесс какое — то время, поэтому объем наработки выше, чем объем одновременно накопленного.

Так как человек способен фиксировать маленькие концентрации сероводорода, получилось, что большое количество людей почувствовало этот запах. В большинстве случаев это были концентрации ниже ПДК. А там где зафиксировали повышение ПДК, это была относительно небольшая площадь.

Любой газ в атмосфере увеличивается в кубе. Представьте себе литр какого — то газа, если он увеличится на метр, станет кубометров, то его концентрация сразу упадет в тысячу раз. Это очень важно понимать. Когда он рассеивается на огромные расстояния, его концентрация уменьшается в десятки тысяч раз. То есть это были некие ничтожные его количества.

-Стали распространяться слухи, что это могла быть диверсия. Якобы к Москве подогнали некий состав…

-Сероводород не перевозят. Нет никакой нужды его перевозить.

-Откуда взялось превышение в отдельных районах не только по сероводороду, но и по ядовитому стиролу?

-Когда проводили измерения, в Кожухово оказался высокий показатель по стиролу и формальдегиду. Это работает в промзоне «Руднево» мусоросжигательный завод. Это действительно проблема. Два ПДК по формальдегиду человек не чувствует и не волнуется.

-Утечка какого – то опасного газа исключена?

-Все емкости с опасными газами, такими, например, как хлор, находятся под особым контролем.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру