Как рассказали «МК» в департаменте ЖКХ Москвы, всего на конкурс по разработке инновационного пешеходного перехода был представлен 41 проект. Большинство авторов, а это архитекторы и проектировщики из России, Великобритании, Китая, США и Финляндии, предлагали от традиционной «зебры» не отказываться. Правда, ее можно модернизировать: усилить подсветку, а также установить сенсоры и датчики движения автомобилей и пешеходов.
Однако в финал конкурса вышли всего пять претендентов с самыми амбициозными проектами. Один из таких проектов - «воздушная зебра». Над проезжей частью устанавливаются специальные лампы. В темное время суток их свет в точности повторяет разметку пешеходного перехода на дороге. При этом у водителя складывается впечатление, будто «зебра» парит в воздухе. Не заметить такое дорожное «привидение» вряд ли кому-то под силу. Работать конструкция сможет как от обычной электросети, так и на солнечных батареях.
Еще один не менее любопытный проект, попавший в финал, -- переход, в буквальном смысле сканирующий мысли водителей и предугадывающий будущее. Рядом с переходом устанавливается комплекс видеокамер. Они фиксируют количество автомобилей и пешеходов, определяют габариты машин и скорость их движения. Программа сама рассчитывает точное время, необходимое каждому автомобилю для торможения и полной остановки. Более того, система оценивает намерения участников дорожного движения. Если ситуация покажется компьютеру подозрительной или рискованной, он подаст громкий звуковой сигнал. В это же время команда об опасности поступит на световые излучатели, которые предупредят пешеходов и водителей о возможной аварии и слепых зонах.
Также в число финалистов попал проект модульного перехода. Он состоит из 19 элементов, которые можно применять как вместе, так и в различной комбинации в зависимости от конкретных дорожных условий. Помимо оригинальной контрастной подсветки переход снабжен «умными» столбиками. При помощи программного аналитического комплекса они автоматически поднимаются всякий раз, когда ситуация на дороге становится близка к аварийной.
Еще один оригинальный проект наверняка придется по душе пожилым людям и просто неторопливым пешеходам. В светофоры предлагается вмонтировать специальные датчики, улавливающие нахождение человека на проезжей части. Пока пешеход идет, для него горит зеленый свет. А разрешающий сигнал для водителей включится только после того, как прохожий окажется на тротуаре.
Наконец, самый простой в исполнении, но не менее интересный проект предназначен в первую очередь для слепых пешеходов. Встроенные в светофоры сенсорные датчики фактически заменят пешеходу глаза. Они будут в режиме реального времени отслеживать ситуацию на дороге. Как только человек приблизится к переходу, система подаст сигнал: можно двигаться дальше или нет. А вдоль дороги предлагается установить яркие вертикальные знаки, заранее предупреждающие водителя о приближении к «зебре».