Мордором об стол. За и против «Ока Саурона» над Москвой

Мнения наших журналистов разошлись

Кто бы мог подумать, что фактически всероссийскую дискуссию вызовет вполне невинное событие — премьера третьей части «Хоббита», экранизированного Питером Джексоном. Ну, не сама премьера, а связанное с ней намерение творческих людей выставить на одной из башен Москва-Сити художественную инсталляцию — точь в точь как око Саурона из саги Толкиена–Джексона.

Мнения наших журналистов разошлись
На фото: кадр из к/ф "Властелин Колец: Братство Кольца"

Прошлые фильмы про Средиземье тоже во всем мире сопровождались разного рода арт-высказываниями по теме. В новозеландском аэропорту Веллингтона можно было увидеть большую объемную фигуру Голлума, охотящегося за рыбой. А местная авиакомпания нанесла на борт одного из своих «Боингов» изображение дракона Смауга «в натуральную величину». В румынской столице Бухаресте на одной из улиц появилась инсталляция, изображающая вырывающегося из асфальта дракона.

Читайте материал:  "После недовольства со стороны РПЦ демоническое "Око Саурона" решили не возводить над Москвой-Сити"

Но мы нигде не нашли упоминаний о том, чтобы к фильму над каким-нибудь мегаполисом зажигали пресловутое око Саурона. Москва могла бы стать в этом смысле первой. Но, кажется, не станет. После поднявшегося шума, где громче всего звучали голоса авторитетных представителей Русской православной церкви, после того как столичные власти намекнули, что демонтируют ни с кем не согласованную рекламную конструкцию, око вроде бы решили вообще не зажигать.

Но споры вокруг отдельного объекта успели перейти на более высокий уровень — ни много ни мало об образе России в современном мире. Даже наша редакция раскололась на два лагеря. Мнение представителей каждого из них мы и приводим.

Мнение «за»

Группа художников решила устроить на одной из башен Москва-Сити световую инсталляцию, визуально напоминающую образ ока Саурона из экранизации Питера Джексона произведений Толкиена. Инициатива тут же вызвала волну протестов, в очередной раз превратив рядовую маркетинговую акцию в любопытный арт-проект.

Попытка принять близко к сердцу художественный вымысел — идея, мягко говоря, не новая. Один из самых красноречивых примеров наших дней — взаимодействие жителей американского городка Альбукерке и съемочной группы сериала «Во все тяжкие». Сначала общественность выражала активный протест: мол, таким образом киношники порочат облик города, закрепляя за ним славу столицы наркомафии США. Но стоило сериалу превратиться в важнейшее социокультурное явление, как жители быстро сменили гнев на милость. Сегодня Альбукерке переживает пик туристической активности. Люди со всей страны и всего мира торопятся своими глазами увидеть место, где орудовал в своей лаборатории Уолтер Уайт.

Не знаю, что конкретно имели в виду авторы акции в Москва-Сити, но со своей идеей они попали точно в десятку. Сегодня, когда во всем остальном мире уже стало общим местом сравнение России с очагом зла, идея повесить над Москвой символ Мордора не воспринимается иначе, как тонкий художественный стеб. Логичное продолжение популярной в Интернете шутки про «не смешите мои «Искандеры».

Россия сегодня давно уже напоминает один большой музей современного искусства под открытым небом, и все же за обсуждением очередной ее арт-акции снова легко забыть главное. Трилогия Питера Джексона — масштабное гуманистическое произведение, равного которому в современном кинематографе попросту нет. Многочасовая притча о людях и только о людях. Неважно, принимают они обличья высокомерных эльфов, упертых гномов или злобных орков. А для тех, кто забыл, чем все закончилось, разъясним на пальцах: раз Мордор теперь живет в России, то, значит, к нам из Новой Зеландии переехал и один отважный маленький хоббит, который вскоре отправится в долгий поход, чтобы спасти родной Шир. А вместе с ним — весь мир.

 НИКИТА КАРЦЕВ

 Мнение «против»

Начнем с того, что созданная шумиха сама по себе отличная рекламная кампания свежего фильма Питера Джексона. И да — данным текстом я тоже принимаю в ней участие. Но высказаться хочется.

Так вот, око Саурона — это такой жирный-жирный символ зла. Если бы в эпопее Толкиена — хоть в книжном формате, хоть в киношном — темные силы побеждали, появление этого глаза над Москвой еще можно было оправдать. Мол, смотрите, зло торжествует, добро пожаловать в антиутопию, Большой Брат (в смысле Саурон) смотрит на тебя. Но у Толкиена однозначно и беспрекословно побеждает добро. И отмечать выход очередного фильма о торжестве света показом символов зла — это примерно то же самое, как если бы премьера фильма о взятии Берлина в Великую Отечественную сопровождалась вывешиванием гигантской свастики.

Кстати, об аналогиях. Их неоднократно проводили между нашим миром и миром, придуманным Толкиеном. Под Мордором обычно понимали либо все ту же фашистскую Германию, либо полуабстрактный зловещий Восток, противостоящий Западу, либо Советский Союз, а потом и Россию.

Око Саурона базировалось в Мордоре. И разместив его в Москве, мы как бы дали бы понять: Мордор здесь. А мы, стало быть, — уродливые, вонючие орки. Вокруг нас благодушные обыватели-хоббиты радуются жизни, вкалывают трудяги-гномы, утонченные эльфы проводят свои эльф-парады. А мы, орки, только злобствуем и мечтаем захватить весь мир.

Может, оно и так, но все равно неприятно.

Сами себя приложили Мордором об стол.

ДЕНИС БЕЛИКОВ

Мнение: «Отец Андрей Кураев: «Это плохая идея поднять над Москвой символ вселенского зла»

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26696 от 11 декабря 2014

Заголовок в газете: Око страстное

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру