Дорожные работы в столице опять вызывают споры у горожан

Бордюрный камень преткновения

...Чтобы перейти 2-ю Фрунзенскую улицу, жителям Хамовников приходится приложить небанальные усилия: все, включая газоны бульвара, перекопано, вокруг ограждения, деревья укреплены подпорками, на траве — огромные упаковки новых бордюров. Местные жители недоумевают: если замену бордюров при обустройстве «карманов» для парковки еще можно было понять, то зачем их менять вдоль внутренней бульварной дорожки?! Еще десятки лет бы простояли...

Бордюрный камень преткновения

Это лишь две улочки в огромной столице — ремонтные работы ведутся по всему городу. Дискуссии о необходимости мощения Москвы тротуарной плиткой давно затихли. Актуален другой вопрос — нужно ли повсеместно менять бордюрный камень? Власти при этом неустанно подчеркивают — все ремонтные работы ведутся целесообразно, специально хороший камень никто убирать-заменять не будет.

Как пояснили «МК» в крупной компании-производителе бордюрного камня, бордюр при обустройстве трасс и тротуаров по важности можно сравнить с фундаментом при строительстве дома. Помимо чисто декоративных функций бордюр выполняет роль каркаса, который предохраняет грунт от размывания или удерживает брусчатку. Как строительный материал бордюрный камень должен соответствовать определенным ГОСТам: обладать низкой истираемостью, устойчивостью к скачкам температуры, низким водопоглощением, тяжестью и т.д. Если речь идет о магистралях, то бордюрное ограждение должно быть максимально прочным и достаточно объемным и заметным для водителей.

Только последний конкурс, объявленный Департаментом жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства, предполагает поставку 190,2 тыс. погонных метров гранитного бордюра. На это может быть потрачено около 573,3 млн руб.

Заммэра по вопросам жилищно-коммунального хозяйства Петр Бирюков неоднократно подчеркивал, что речь идет не о реконструкции, но ремонте пришедшего в негодность камня. По его словам, городские бордюры выглядят непрезентабельно, так как за последние 20 лет их почти не меняли. При этом все работы ведутся в рамках замены асфальтового покрытия. Это обусловлено технологически. При укладке нового асфальта бордюрный камень надо снять, а потом поставить на место. Замена тротуарных ограждений включена в стоимость ремонта каждого квадратного метра асфальтового покрытия. Все работы ведутся в соответствии с утвержденной проектно-сметной документацией.

На Фрунзенских улицах, по свидетельству местных жителей, бордюры меняют уже не первый год.

Заммэра особо уточняет, что коммунальщики будут ремонтировать и менять только тот бордюр, который разбит, пришел в негодность. А хороший останется независимо от того, сделан он из бетона или из гранита. При этом каких-то прописанных в специальных документах критериев «годного» или «негодного» камня нет. Все определяется визуально: камень разбит, расколот, выщерблен — на замену.

Но остается вопрос: почему на тех же Фрунзенских улицах, по свидетельству местных жителей, камни меняют уже не первый год. И каждый раз это превращается в полосу препятствий на пересеченной местности. Налоговые отчисления горожан идут на разрушение и утилизацию вполне себе приличных бордюрных камней, закупку новых, рытье канав, переделку раскопанных газонов, укрепление деревьев (и не факт, что «раскопки» на них не повлияют), установку и снятие временных оград, снятие и укладку на бульварах асфальта (хотя прежний был в неплохом состоянии)...

— Хороший бордюр, сделанный на основе бетона, на вид трудно отличить от натурального камня, — поясняет менеджер компании-производителя камня Дмитрий. — Хотя более высоким классом считается бордюр, например из гранита, да и выбор цветов природа предоставляет внушительный: от белого и светло-серого до розоватого и коричневого. Однако в тендерах нередко побеждают производители более дешевых суррогатов, вот в итоге вместо минимум 10–15 лет бордюр служит всего 2–3 года — под воздействием мороза, дождей, солнца он расслаивается и крошится.

Остается предположить, что в прошлые годы поставки камня осуществляли нерадивые подрядчики, а значит, и менять его приходилось чаще. Сейчас, когда контроль за качеством материала, по уверениям городских властей, усилился и стал более централизованным, подобных «косяков» быть не должно.

Впрочем, камень будут менять исходя из целесообразности. А жителям предоставлено право выбора «косметики». Как рассказала руководитель аппарата мэрии Москвы Анастасия Ракова, цвет бордюрного камня доверят определять горожанам — нынешним летом на портале «Активный гражданин» пройдет голосование на эту тему. Краска уже закуплена, и уже в следующем году ограждения газонов будут перекрашивать по желанию жителей. Возможно, столицу украсят белые, желтые, коричневые, синие, бордовые или черные тротуарные ограждения.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26833 от 15 июня 2015

Заголовок в газете: Бордюрный камень преткновения

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру