Монорельс заменят трамваем: три варианта развития наземной дороги

От самого убыточного московского вида транспорта мечтают избавиться, но не знают как

Московский монорельс всегда был нелюбимым дитем: практически с момента его открытия для пассажиров в 2008 году стало понятно, что этот вид транспорта глубоко убыточен. С тех пор споры о том, как сделать его прибыльным, не прекращались — но сейчас, похоже, для монорельса настал «час икс». Срок эксплуатации его вагонов подходит к концу, и властям города волей-неволей приходится искать пути модернизации этого транспорта, которой неизбежно придется заниматься в ближайшее время. Подробности о перспективах столичного монорельса выяснял корреспондент «МК».

От самого убыточного московского вида транспорта мечтают избавиться, но не знают как

Тендер на разработку предпроектных решений развития Московской монорельсовой транспортной системы на 39,6 млн. рублей столичная «подземка» объявила еще в конце августа. За эти деньги экспертам предстоит решить судьбу одного из самых спорных транспортных проектов Москва последних лет. Московский монорельс — это 4,7 км эстакады и 6 станций, расположенных на ней: «Улица Сергея Эйзенштейна», «Выставочный центр», «Улица Академика Королёва», «Телецентр», «Улица Милашенкова» и «Тимирязевская». По словам источника в столичном Департаменте транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры, у этого вида транспорта может быть три основных пути развития:

- Общественный транспорт — это дотационная структура практически во всех странах мира, - говорит собеседник «МК». - А столичный монорельс — это «черная дыра» в бюджете метро, проект безнадежно убыточный. Потому руководство «подземки» и объявило тендер: ему срочно нужно понять, что делать с этим проектом. Дело в том, что вагоны монорельса скоро  либо придется списывать, либо ремонтировать. Собственно, модернизация монорельса и есть первый путь, который рассматривают чиновники. Но тут нет гарантии, что немалые финансовые вложения окупятся. А ситуация в экономике у нас сами знаете какая. Поэтому есть второй путь  - вообще снести монорельс, чтобы уйти от убытков. Но это — мера радикальная: все же в монорельсовую инфраструктуру было вложено немало средств. И задача, которая стоит перед экспертами — это сделать ее прибыльной с минимальными вложениями.

По словам источника «МК», для этого есть третий вариант развития монорельса — пустить по нему обычные трамваи. Дело в том, что на участке от станции «Улица Сергея Эйзенштейна» до станции «Телецентр» монорельс полностью дублируется трамваем — и особой пользы от него здесь нет. Зато от «Телецентра» до «Тимирязевской» монорельсовые эстакады проходят над железнодорожными путями и промзонами, что весьма удобно с транспортной точки зрения. Экспертам придется рассмотреть возможность использования этого участка монорельса для обычных трамваев. Если этот смелый проект удастся воплотить в жизнь, то существующая монорельсовая инфраструктура станет связующим звеном между трамваями северо-востока и севера Москвы. Ведь совсем рядом с «Тимирязевской», только по левую сторону от Дмитровского шоссе (если смотреть из центра) курсирует 27-й трамвай. Вполне логично было бы соединить эту ветку с далеким Останкино с помощью эстакады бывшего монорельса. Для этого, судя по документации тендера, над ж/д путями Савеловского направления и Дмитровским шоссе могут построить дополнительные путепроводы с подъемными эстакадами длиной около 650 метров. А вот участок монорельса от станции «Телецентр» до станции «Улица Сергея Эйзенштейна» при подобном исходе, скорее всего, ждет незавидная судьба: его попросту снесут. А освободившуюся землю — крайне привлекательную с финансовой точки зрения — власти могут пустить под застройку жилой и торговой недвижимостью, а также гостиницами и отелями (указания на это также можно найти в конкурсной документации).

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

- Сносить полностью московский монорельс однозначно нельзя, - говорит Александр Чекмарев, заместитель руководителя экспертного центра «Probok.net», - он ежедневно перевозит по 16 тысяч человек, а это немало. Кроме того, на участке от «Улицы Милашенкова» до «Тимирязевской» этот вид транспорта не имеет ни одного «автомобильного» дублера, по сути, являясь уникальной транспортной артерией. Идея с трамваями в целом неплоха — главным образом за тот счет, что движение в этом случае можно будет сделать достаточно интенсивным, что хорошо скажется на пассажиропотоке. Правда, здесь есть один нюанс: чтобы трамваи на «обломках» монорельса ходили часто, нужно минимизировать его эстакадные участки. Они должны остаться лишь в качестве переездов между ж/д путями и другими препятствиями. А вот станции на них размещать я бы не стал: любая остановка на эстакаде — это большая потеря времени. Если властям города удастся «скрестить» трамвай с монорельсом, возможно, такая «химера» и будет прибыльной. По сути, особого выбора у них нет — ведь то, что в своем нынешнем виде монорельс убыточен — это факт, а значит, ему как воздух нужны реформы.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26909 от 11 сентября 2015

Заголовок в газете: Монорельс отправят в последний рейс?