Столицу обородуют не для инвалидов, а «для галочки»

Главная причина недочетов в создании «доступной среды» – отсутствие должного контроля на местах

05.04.2016 в 21:00, просмотров: 2293

Еще несколько лет назад представители столичных властей говорили, что московское метро проще взорвать и построить заново, чем приспособить для инвалидов. А теперь вот собрались сделать публичный транспорт комфортным для маломобильных граждан в рамках программы «Транспорт Москвы без границ». Однако пока его доступность вызывает у инвалидов больше вопросов, чем восторгов.

Столицу обородуют не для инвалидов, а «для галочки»

Сегодня в Москве живет около 1,2 миллиона инвалидов, которых теперь принято называть либо маломобильными, либо людьми с ограниченными способностями. О новой программе, которая должна улучшить их жизнь, по крайней мере, в сфере перемещения по городу, депутатам Мосгордумы поведали мэрские чиновники. Предполагается, что она охватит и наземный пассажирский транспорт, и метро, и городские железные дороги, и даже парковки. Воплотить программу в жизнь хотят уже к 2020 году. Сегодня же, как отмечают чиновники, степень приспособленности подвижного состава для инвалидов в Москве достигла 73% (для сравнения: в 2010 году это было 29%). К концу года степень приспособленности должна дорасти уже 85%, а к 2020 году – до 96%. Цифру в 100%, видимо, опасаются называть из-за суеверий.

В чем же заключается эта приспособленность? Чиновники правительства с готовностью рассказывают о низком уровне пола автобусов-троллейбусов, местах для крепления инвалидных колясок, маршрутных указателях с увеличенным штифтом, бегущей строке в салонах с указанием остановок... В вагонах метро то тут то там есть пандусы, визуальные и тактильные устройства информирования. Мало того: для ориентации слепых и слабовидящих пассажиров на радиальных линиях при движении в центр города станции объявляются мужскими голосами, в обратную сторону - женскими.

Власти с гордостью подчеркивают, что каждая десятая парковка в городе предназначена для инвалидов. И все же, как говорит председатель комиссии МГД по социальной политике и трудовым отношениям Михаил Антонцев, пока этот вопрос до конца не решен: «Нужно объединить усилия, чтобы реализовать эту задачу, чтобы появились, наконец, автостоянки для маломобильных граждан вблизи медицинских центров, культурных учреждений, театров».

– В Москве делается немало для создания доступной среды для людей с инвалидностью, но большое количество недоработок серьезно снижает фактическую ценность благих начинаний, - рассказал «МК» директор фонда поддержки инвалидов «Сила Духа», президент Федерации тхэквондо инвалидов России Александр Шлычков. – К примеру, тактильная плитка. Она бывает направляющей и предупреждающей. Направляющая, с параллельными полосками, позволяет определять слабовидящим людям направление движения. Предупреждающая (с квадратными или круглыми пупырышками) – предупреждает о препятствии, пешеходном переходе, лестнице, двери и т.д.. В Москве нередки случаи, когда эти два типа перепутаны местами. Из-за этого слабовидящим людям становится только сложнее ориентироваться на местности.

Еще один пример, рассказывает Шлычков, – лифты в метро: «Да, все новые станции ими оборудуются, и они действительно в большинстве случаев работают. Но при этом на более старых станциях никаких лифтов нет. В результате передвигаться в метро люди с инвалидностью могут зачастую только из одной окраины города в другую. Похожая ситуация и с пандусами – они вроде бы установлены, но где-то не работают, а где-то упираются в препятствия, такие как клумбы, заборы и так далее. Светофоры со звуковым оповещением для слабовидящих также оставляют желать лучшего. Дело здесь даже не в самих светофорах, а в том, что сразу после них могут быть установлены старые модели, не предназначенные для людей с ограниченными возможностями. Сложности возникают и при использовании наземного транспорта. Хотя большинство автобусов и троллейбусов оборудованы низким полом и пандусами, для того, чтобы маломобильные граждане могли попасть внутрь, водителю необходимо становиться четко у бордюра. При этом иногда они просто не замечают человека в коляске, а иногда – не могут остановиться достаточно близко из-за маршруток и такси, занимающих весь правый ряд. Выходом из сложившейся ситуации могли бы стать «социальные такси», однако вызывать их нужно чуть ли не за месяц».

Эксперт считает, что главная причина такого количества недочетов – отсутствие должного контроля на местах. «То есть, часто все делается «для галочки», чтобы можно было отчитаться о количестве установленных пандусов и протяженности тротуаров с тактильной плиткой. Для создания действительно безбарьерной среды необходим тщательный контроль всех этапов работ, простой и эффективный механизм получения городом обратной связи от инвалидов и маломобильных групп граждан», - считает Александр Шлычков.