Утерянная скульптура столичной подземки взволновала москвичей

Статую плодородия окрестили «импортозамещением»

Практически детективную историю разглядели внимательные горожане в связи с открытием отреставрированной станции «Проспект мира». У входа в метро установлена трехметровая статуя красавицы с полной урожая корзиной на плече, однако, табличка гласит, что эта скульптура — всего лишь копия, а оригинал был утерян в процессе эксплуатации. «Как же её, бедную, надо было эксплуатировать, страшно подумать», - задались вопросом наши читатели. «МК» постарался выяснить, что на самом деле произошло с белоснежной нимфой плодородия.

Статую плодородия окрестили «импортозамещением»

Согласно памятной табличке, первоначальная скульптура работы Прасковьи Мельниковой была установлена еще в 1952 году. Тогда станция называлась «Ботанический сад». «Образ статной девушки с дарами полей и садов был центральным украшением фасада, - рассказала «МК» главный архитектор проекта реставрации станции Анастасия Заморенова. - Однако уже в 1960-е скульптура стала разрушаться под воздействием погодных условий, каркас проржавел и ее демонтировали, после чего след списанной статуи теряется». В 1966-м и саму станцию переименовали в «Проспект мира». В итоге следующие полвека о бетонной красавице напоминала только пустующая ниша.

Когда в наше время встал вопрос о реконструкции станции и подняли архивы, чтобы максимально точно восстановить первоначальный исторический облик, оказалось, что крупных четких фотографий скульптуры «Плодородие» нет. На помощь пришла дочь мастера, у которой сохранились более качественные снимки.

- Конечно, посчитать каждую виноградинку на лозе было невозможно, но мы очень тщательно исследовали изображение, и неоднократно с помощью компьютерного моделирования сопоставляли исходный снимок с тем, как будет выглядеть копия, - поделился подробностями процесса скульптор-реставратор Дмитрий Левин, на счету которого также восстановленные скульптуры горняков на фасаде Московского горного университета и советские культуристы в сочинском пансионате. - Всего работа заняла около трех месяцев: около двух месяцев мы изготавливали модель из глины, затем надо было сделать гипсовую форму и, наконец, отлить скульптуру в бетоне.

Создатели обещают, что новая статуя прослужит намного дольше предшественницы, поскольку для ее изготовления использовали современные водоотталкивающие добавки, а каркас выполнен из нержавеющей стали. Кроме того, для сотрудников метрополитена подготовили специальную инструкцию по уходу за бетонной красавицей, в частности, периодически ее надо обрабатывать защитным покрытием.

И все-таки собеседники были бы счастливы, если найдется какой-нибудь очевидец, который поможет установить, что сталось в итоге с оригинальной скульптурой. «Это был не проходной, а достаточно яркий образец искусства соцреализма, и он мог бы занять достойное место в музее метрополитена», - заключила Анастасия Заморенова.

Кстати, любопытно, что по некоторым источникам изначально скульптура называлась не «Плодородие», а «Изобилие», ну а нынешние остряки уже успели переименовать ее в «Импортозамещение», намекая на санкционный характер плодоовощной продукции в корзине красавицы.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру