В Москве нашли захоронение скульптур сталинского времени

Более полувека назад они украшали один из выставочных павильонов

Неподалеку от берега речки Лихоборки в Москве обнаружены изуродованные останки четырех человеческих фигур. Нет, это не сводки криминальных происшествий, это скорее сенсация из историко-культурной области. Ведь речь идет об уникальной художественной находке: фрагментах скульптурного оформления одного из старых павильонов крупнейшего выставочного комплекса столицы — павильона, построенного в начале 1950-х и считавшегося полностью утраченным.

Более полувека назад они украшали один из выставочных павильонов
Фото из личного архива.

Эти обломки скульптур обнаружил энтузиаст-исследователь, который известен пользователям социальных сетей под именем Федот Пухлов. Именно так он и попросил себя называть. Вместе с Федотом корреспондент «МК» отправился в небольшую «экспедицию» на задворки выставки и примыкающей к ней территории Ботанического сада. По дороге мой провожатый рассказал о предыстории нынешних событий.

— Одно из центральных по своему расположению мест на территории созданной еще в сталинские времена ВСХВ занимает павильон, который находится на площади Промышленности справа от знаменитого «Космоса» и сейчас обозначен под №55. А первоначально на этом месте стоял павильон «Животноводство», который был построен еще в 1930-е. Уже в послевоенное время, когда при подготовке ко «второму рождению» Всесоюзной сельскохозяйственной проводилась масштабная реконструкция ее архитектурного комплекса, павильон был значительно перестроен. Новый облик здания спроектировали архитекторы П.П.Ревякин, А.И.Игнатьев, А.М.Громов и В.П.Туканов. В итоге павильон «Животноводство» стал одним из признанных шедевров классического ансамбля чудо-выставки. Однако это сооружение, выполненное в стиле сталинского ампира, просуществовало сравнительно недолго. Уже в 1967 году на его месте был построен павильон «Электрификация» в модном тогда «лаконичном» стиле.

В одном из скульптурных фрагментов «читается» нога чабана...

На протяжении полувека считалось, что вместе с уничтоженными конструкциями «Животноводства» безвозвратно погибли и все элементы его наружного оформления. А декорировано это здание было очень богато, особенно главный фасад. Вычурные капители колонн, лепной фриз, украшенный вереницей бычьих голов и кормовыми травами и овощами, сплетенными в гирлянды, узорчатые обрамления огромных входных проемов... Самыми запоминающимися для посетителей являлись, конечно, четыре большие скульптуры, венчающие фасад. Судя по пояснительным подписям на сохранившихся чертежах проектируемого здания, они представляли собой обобщенные образы тружеников животноводческой отрасли — чабана, птичницы, свинарки и пастуха. Само собой, образы «образцово-показательные».

В 1959 году, в разгар развернутой по инициативе Хрущева борьбы с архитектурными излишествами, лепная отделка павильона была демонтирована, в том числе и четыре скульптуры, венчающие его.

На этом следы их теряются; все исследователи истории грандиозного «выставочного города» на севере Москвы были уверены, что при сносе «Животноводства» скульптуры разрушили и обломки их сгинули где-то на свалке. А между тем данные произведения выполнены были скульпторами Г.И.Озолиной, Н.А.Кашиным и Г.Е.Араповым под общим руководством главного художника павильона, знаменитого мастера И.А.Француза. К счастью, оказалось, что мрачные предположения о гибели этих декоративных скульптур не оправдались. И выяснилось это лишь сейчас.

— Буквально несколько дней назад знакомые, зная мое увлечение историей этой выставки, сообщили интересную новость: в придорожном перелеске им попалась на глаза груда обломков, судя по всему, каких-то больших каменных скульптур, — рассказывает мой провожатый. — Я, конечно, отправился на указанное место и, к своей великой радости, убедился, что это действительно фрагменты бетонных фигур. Большая часть обломков вросла в землю, однако даже по тем кускам, которые видны, удалось определить, что скульптурные произведения, похороненные в лесу, когда-то украшали здание павильона «Животноводство»...

Оставив позади шумные аллеи выставки и тенистые дорожки Ботанического сада, мы выбрались через проем в убогом сетчатом заборе на «сопредельную территорию». Прошагали несколько сотен метров по оживленной улице, миновав мост через Лихоборку, перешли на другую сторону проезжей части... А вот и они! Буквально в паре метров от металлических отбойников автомагистрали среди лесной зелени проглядывают бетонные куски причудливой формы. Вот сплющенное кольцо с волнистыми краями, вот округлый монолит с какой-то плоской «лапой» сбоку... Федот предусмотрительно запасся старыми фотографиями с крупным изображением архитектурной группы, венчавшей аттик павильона «Животноводство», и приступил к атрибуции.

— Вот обломок — это же явно часть правой ноги чабана! Этот вросший в землю кусок — чьи-то плечи. А здесь на бетонном фрагменте прекрасно читается характерная «елочка» — точно такая же видна на старом фото: это же уцелевшая часть одной из двух больших ваз, стоявших по бокам центральной скульптурной композиции!.. А то, что вы назвали округлым монолитом, — в действительности фигура индюка, который был изображен скульптором у ног птичницы, и не лапа у него, а хвост веером... Кольцеобразный кусок с волнистыми краями — на самом деле хорошо сохранившийся фрагмент одной из двух женских фигур: это часть юбки со складками на ней...

...а другой фрагмент – это часть одной из двух больших декоративных ваз.

Пробираясь через густые заросли, обнаруживаем все новые куски старых скульптур, пытаемся разобраться, где изначально находился данный «паззл»... Четко просматривается конструкция монументальных декоративных фигур: внутри каждой из них — прочная сетка из арматуры, на которой и сформированы бетонные скульптурные формы. При разрушении фигур часть металлических прутьев погнули, некоторые были перерезаны сваркой...

— А ведь мы даже не представляем себе, сколько еще всего скрыто там, на глубине! Да и рядом, в зарослях деревьев, могут скрываться другие подобные «могильники», — рассуждает мой спутник. — Видимо, тогда, в 1959-м, строители решили избавить себя от лишних проблем и вместо городской свалки вывезли обломки снятых с павильона скульптур в ближайший пустынный овраг. Если такая же «самодеятельность» практиковалась ими и в других случаях, думается, есть шансы обнаружить где-нибудь по соседству фрагменты отделки двух других снесенных в то же время павильонов — «Зерно» и «Совхозы»!

Какова судьба удивительной находки поисковиков? Мой собеседник рассчитывает, что ей заинтересуется нынешнее руководство выставки: «Нужно огородить это место, провести здесь тщательные раскопки и вывезти все обнаруженные фрагменты скульптур, чтобы потом провести реставрацию. Эти чудом сохранившиеся элементы давно уничтоженного старого павильона должны стать экспонатами будущего музея, который непременно появится на этой огромной выставке, имеющей такую интересную историю!»

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27139 от 1 июля 2016

Заголовок в газете: Где закопали знатную птичницу

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру