Быстрее, больше, комфортней

Подведены итоги реализации транспортной программы столицы с 2010 года

Самый простой способ показать в кино город далекого и счастливого будущего — придумать невиданное средство передвижения. Промчится по-над Тверской летающее такси, пронесется над домами на 50-метровой высоте поезд на воздушной подушке — и эпизод для фильма «Москва-2025» готов.

Впрочем, почему речь идет о далеком будущем? Не исключено, что чудеса техники появятся в столице достаточно скоро. А многие уже появились. 24 января на заседании президиума правительства Москвы заместитель мэра Максим Ликсутов доложил об итогах работы своего ведомства — Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры — в 2016 году и задачах на 2017-й. Эксперты уверены: благодаря грамотно выстроенной политике правительства Москвы в сфере развития транспортной системы города ситуация на дорогах столицы продолжает улучшаться.

Подведены итоги реализации транспортной программы столицы с 2010 года
Фото: агентство «Москва»

Автомобилисты выбирают метро и новую железную дорогу

Транспортники решают проблемы, годами копившиеся в столице, планомерно и комплексно, в расчете на все категории участников движения. Специалисты реализуют проекты в пользу как пассажиров общественного транспорта, так и автомобилистов. К слову, последние все чаще переходят в разряд первых, пересаживаясь на метро и новую пассажирскую железную дорогу.

Еще 10–15 лет назад мало кто верил, что десятки городских районов свяжет уникальное 54-километровое Московское центральное кольцо (МЦК) — с современными составами на бесшумном ходу и удобными пересадками на метро, электрички и автобусы-троллейбусы. Напротив, скептики беспрестанно утверждали, что осилить такой проект не под силу даже крупному мегаполису. Однако столичные власти смогли запустить проект в кратчайшие сроки: в День города-2016 появилась четырнадцатая линия метрополитена — Московское центральное кольцо: 31 станция, 6-минутный интервал движения в час пик, единые билеты, тарифы и график работы с подземкой. Каждый день на МЦК совершается больше 310 тысяч поездок. Важный момент: пересадка с метро на пассажирское кольцо и с кольца — на метро осуществляется совершенно бесплатно!

Благодаря новой маршрутной сети «Магистраль», которая облегчает передвижение москвичей в центре, появилось больше автобусов, новые выделенные полосы, интервалы движения сократились в два раза. Старожилы с удивлением отмечают появление общественного транспорта на улицах, которые не обслуживались с 1990-х годов. «Магистраль» — это 17 магистральных, 11 районных и 7 социальных маршрутов. Некоторые автобусы теперь приходят каждые 8 минут (вместо прошлогодних 16).

Новые маршруты автобусов, троллейбусов и трамваев надежно связывают центр Москвы с отдаленными районами. Теперь стало проще добираться до центра столицы, не спускаясь в метро. В работе задействовано около 400 машин, в салонах есть все необходимое для комфортной поездки, включая приспособления для маломобильных людей и Wi-Fi (последнему удивляются даже пресыщенные европейцы). В среднем в сутки обновленными маршрутами пользуются 450 тысяч пассажиров — а это больше 40 миллионов с момента открытия.

В 2016 году была завершена реформа наземного городского транспорта, предусматривавшая интеграцию частных компаний (маршруток) в единую систему общественного транспорта Москвы с переходом на единые стандарты оказания услуг. На 211 городских маршрутов, обслуживаемых коммерческими перевозчиками, вышли 2 тысячи современных комфортных автобусов. В результате было устранено дублирование маршрутов, скорректировано расписание движения. Для каждого маршрута подобран оптимальный тип подвижного состава (автобусы малой, средней, большой или особо большой вместимости). Число пассажирских мест в коммерческих автобусах увеличилось на 30%. Маршрутами, работающими по новой модели управления наземным транспортом, пользуются около 1 млн пассажиров по рабочим дням.

Маршрутки успешно интегрировались в транспортную систему

Многие москвичи помнят времена, когда, сев в автобус, приходилось расчищать варежкой дырочку в замерзшем окне, чтобы не пропустить свою остановку (автоматические объявления, увы, практиковались далеко не на каждом маршруте). Корреспондент «МК» однажды чуть не вывихнула ногу, застряв в дыре в полу прямо посередине салона (директор автопарка, которому я позвонила, даже отнекиваться не стал, признавшись, что «да, автобусы старые, а денег на покупку новых нет»). Сейчас это уже кажется дикостью, хотя с той поры прошло каких-то 8–10 лет… С 2010 года на улицы Москвы вышло больше 8 тысяч новых автобусов, троллейбусов и трамваев.

«Транспорт Москвы будет ходить как часы, — уверены специалисты. — Благодаря внедренному единому стандарту частные перевозчики в 2016 году стали работать по правилам города: единые проездные билеты, льготы для пассажиров, расписание и требования к комфорту и безопасности поездок».

О возросшей популярности общественного транспорта среди горожан говорят и цифры. По статистике, в 2016 году количество поездок в метро (включая МЦК) по сравнению с 2010-м выросло на 6 %. На 31% больше «накрутили» пассажиры пригородных электричек. В 19 раз больше поездок было совершено на такси. На 4% в 2016 году увеличилось количество пассажиров троллейбусов, автобусов и трамваев.

В столице внедрена самая современная система оплаты. В метро и МЦК теперь можно оплатить проезд банковской картой. Кроме того, доступны Pay Pass, PayWave, Apple Pay, а также оплата с помощью мобильного телефона. 10,7 млн человек используют карту «Тройка», пополнить ее можно на 52 тысячах точек. В маршрутках заработала единая билетная система — а помните, как злые языки утверждали, что такого никогда не произойдет?..

В целом по сравнению с 2010 годом пассажиропоток экономически активных граждан на городском транспорте вырос на 1 миллиард.

Дорожным заторам нанесен мощный удар

Москва больше не лидер по пробкам: в 2015 году российскую столицу исключили из международного рейтинга городов с самыми сильными дорожными заторами в мире. В 2016 году потери времени из-за трафика снизились на 24%. Домой мы теперь доезжаем в среднем на 15 минут быстрее, чем в прошлом году.

По предварительным данным индекса загруженности дорог компании TomTom, потери времени москвичей из-за пробок сократились с 57% в 2012 году до 43% в 2016-м. (Для справки: индекс TomTom сравнивает средние показатели движения в городе в часы пик и по полностью свободным дорогам. Окончательные данные за прошедший год будут опубликованы в апреле.) Москвичи стали ездить безопаснее. В 2016 году были зафиксированы самые низкие показатели аварийности за 7 лет. По сравнению с 2010 годом почти в 2 раза (на 46%) сократилось количество дорожно-транспортных происшествий — с 609 тыс. до 329 тыс. случаев. За тот же период средняя скорость движения автотранспорта выросла на 13% — с 45 до 51 км/ч в течение суток. Как это получается? Скорость выше, а на дорогах безопаснее? Все верно. Транспортники поясняют, что за это стоит благодарить грамотное распределение транспортных потоков и общее благоустройство. За безопасностью в пути следят 300 000 дорожных знаков и 40 000 светофоров. А также — полторы тысячи видеокамер, 610 из которых установлены в прошлом году. На МКАДе поставили больше полутысячи новых фонарей.

Плюс в столице совершилась настоящая революция парковок: стихийный хаос уже в прошлом, а на смену пришли порядок и четкие правила — оставить машину можно только в разрешенных местах, иначе ждут штраф и эвакуация. Платные парковки — непопулярная мера, но стоит признать, что благодаря ей Москва сегодня не стоит, а едет. В 2016 году было организовано больше 14 тысяч новых мест городской платной парковки (всего имеется 81 тысяча мест, в том числе 8,7 тысячи — для инвалидов).

Вези, такси, вези, вези…

Кто еще недавно мог представить, что время ожидания такси после вызова составит 7–10 минут? Профессиональные водители, машины высокого класса, бюджетные тарифы — лет десять назад москвичи и гости города о таком и не мечтали. Многие были вынуждены пользоваться услугами частников, причем, мягко говоря, очень и очень сомнительного качества. Но эти, назовем их так, неудобства остались в прошлом. Диспетчерские службы и агрегаторы такси, работающие в столице, войдут в Единую региональную навигационно-информационную систему (РНИС) города. Они будут предоставлять данные о местоположении машин, а также номера государственных регистрационных знаков. Эти данные помогут повысить безопасность пассажиров и более оперативно принимать меры при возникновении аварийных ситуаций на дорогах, а также создавать необходимую инфраструктуру – стоянки для такси, выделенные полосы.

Невероятно, но факт: российская столица располагает самым большим и самым молодым парком такси в Европе. В 2016 году число легальных такси, получивших разрешения на осуществление таксомоторных перевозок в Москве, достигло 75 тысяч автомобилей. «У московских такси — новый стандарт работы: официальное разрешение на работу (патент от города), желтый цвет и номера; движение по выделенным полосам и современная диспетчерская служба, — поясняют специалисты Департамента транспорта. — 72% автомобилей московского такси окрашены в желтый цвет. К 2018-му планируется довести их число до 100%. Такси теперь легко вызвать через Интернет, выбрав в приложении ближайшую машину, ждать придется около 7 минут (в 2010-м — 30 минут). С 2010 года организовали 384 стоянки такси на 1329 мест. 582 тысячи пассажиров ездят на такси ежедневно».

Конечно, люди пользовались такси все последние десятилетия, невзирая на пробки. Но сокращение заторов и современный парк автомобилей прибавило немало плюсов этому удобному и недорогому виду транспорта.

1,3 млн. раз горожане воспользовались услугой московского каршеринга — для города новой, но постепенно завоевывающей доверие. Сейчас в Москве услуги каршеринга предоставляют 5 компаний с общим парком 1500 машин. Зона действия системы охватывает всю территорию города внутри МКАДа плюс 10 км за кольцевой. В среднем одной машиной каршеринга пользуются 8 человек в день. Вообще же в системе зарегистрировались свыше 280 тысяч пользователей, которые в течение прошлого года совершили 1,3 млн поездок.

Подземка переходит на круглосуточные рельсы

Говорят, что особенно эффектно столица выглядит с воздуха. Кубики-дома, игрушечный Кремль — а вокруг с большой скоростью вертятся разноцветные кольца, будто муравьи-спринтеры нарезают круги на дорожке своего муравьиного стадиона. Это работают реконструированный МКАД, Третье и Садовое кольца, а также новая пассажирская железная дорога.

Москвичам стало удобнее и быстрее ездить на электричках. На Киевском направлении были пущены дополнительные поезда — жителям ТиНАО, Переделкина и Солнцева стало легче добираться на работу и домой. Теперь в эту сторону могут ездить на 25 тысяч пассажиров больше. А также закупили 263 новых вагона и модернизировали 35 поездов. Электрички теперь ходят раз в 6,6 минуты (ранее — 7,3 минуты).

Увы — с верхотуры не видно огромных трасс метро, а ведь по сути под Москвой находится, модернизируется и продолжает активно строиться целый подземный город. Благодаря новым станциям разгружаются действующие ветки, повышается комфорт поездок, и все больше москвичей могут сказать: «Я живу рядом с метро».

В 2016 году были открыты 5 новых станций метрополитена: «Румянцево», «Саларьево», «Бутырская», «Фонвизинская», «Петровско-Разумовская». Проведен капитальный ремонт станции «Фрунзенская» Сокольнической линии метро с заменой эскалаторов. Закуплено 216 новых современных вагонов метро (с 2010 года метрополитен получил 1661 новый вагон!). Отремонтировано 54 эскалатора (с 2010-го — 335 эскалаторов, установлено 11 новых).

Модернизация путей позволила впервые в истории московской подземки пустить поезда ночью: в Новый год-2017 метрополитен и МЦК работали без перерыва, было перевезено около 400 тысяч пассажиров. Планируется, что подземка будет работать всю ночь в День города.

Международные эксперты оценили успехи московских транспортников

Планы на 2017 год потрясают воображение. Транспортники намерены, в частности, запустить поезд метро «Москва» со сквозным проходом между вагонами и 100 трамваев нового поколения. Обновится подвижной состав городского перевозчика ГУП «Мосгортранс» — на линию выйдет более 1 тысячи новых автобусов, в том числе 50 современных туристических. Интервалы движения составов на Московском центральном кольце, и без того небольшие, сократятся еще больше, приблизившись к частоте поездов метро. Продолжится устройство выделенных полос: в ближайшие два года прибавится 83,4 км спецтрасс для общественного транспорта (сейчас общая длина выделенных полос достигла 249 км).

Расширится сеть городского велопроката, в том числе продолжится развитие системы аренды электровелосипедов, уже полюбившихся молодому (и не только) поколению. (Кстати, количество поездок на велосипедах городского проката уже увеличилось в два раза.) Будут запущены новые мобильные приложения для пассажиров… В общем, чтобы перечислить все намерения и проекты московского правительства, не хватит и целой газеты.

Остается добавить, что достижения Москвы в улучшении транспортной ситуации не остались без внимания международного экспертного сообщества. В частности, Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы стал лауреатом премии ITF Transport Awards в номинации «За особые достижения в области транспорта». Члены жюри отметили достижения российской столицы в улучшении ситуации на дорогах и комплексный подход к решению дорожных проблем.

Фото: агентство «Москва»

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Кандидат технических наук, доцент МАДИ Сергей ЗЕГЕ:

— Проект развития платных парковок — это, как ни странно, один из основных способов улучшения качества обслуживания москвичей, пользующихся личным транспортом. Если парковка в дефиците — значит, она должна быть платной, но доступной.

Я думаю, что нам необходимо расширение предложения — нужны многоэтажные парковки, находящиеся вне улиц. Все-таки центральные улицы должны быть свободны для движения. Объем предложения должен коррелировать со спросом, тогда все будет логично. Возможно, в будущем мы придем к практике бронировать парковку — за несколько часов или даже за несколько дней. Парковки должны предлагать москвичам хорошее обслуживание — для платежеспособных людей. Конечно, малообеспеченный контингент таким образом отсекут от пользования центром города на автомобиле.

Развитию общественного транспорта в Москве сейчас уделяется много внимания. Я полагаю, что нашей главной целью должно стать строительство Второго пересадочного кольца в ближайшее время, — это то, что действительно нужно людям. Нужнее, чем продлевание линий метро дальше и дальше, за пределы МКАД. Хотя, конечно, в городе еще осталось достаточно территорий, которые находятся вне пешеходной доступности от метро и МЦК. Это вынуждает людей садиться в собственную машину: ехать на перекладных ни у кого нет желания.

Сюжет:

Платные парковки

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру