Депутаты МГД требуют расселения старых пятиэтажек

Несколько поколений коренных москвичей нельзя обрекать на жизнь в разваливающемся доме

В понедельник, 13 февраля, в Мосгордуме состоялось совместное заседание думской комиссии по городскому хозяйству и жилищной политике и комиссии по градостроительству, госсобственности и землепользованию. В ходе мероприятия депутаты поставили вопрос ребром: старые пятиэтажные дома, которые пока что признаны «несносимыми» сериями, все-таки необходимо снести и расселить. Эту позицию они готовы отстаивать в столичной мэрии — ведь представители власти утверждают, что продолжить программу сноса и расселить 25 миллионов квадратных метров жилья просто невозможно. Вот только жителям разрушающихся домов эти слова ничем не помогут.

Несколько поколений коренных москвичей нельзя обрекать на жизнь в разваливающемся доме

По мнению муниципальных депутатов и представителей Мосгордумы, а также привлеченных экспертов, ситуация в городе сформировалась патовая: больше эксплуатировать панельные коробки нельзя — пора предоставить москвичам новое комфортное жилье.

— Панельное домостроение зародилось не в нашей стране. Это был общемировой послевоенный тренд. Но качество панельных домов, к примеру, во Франции и у нас — разное. Тем более что партийные органы тогда поставили задачу еще больше удешевить материалы и планировочные решения для строительства этих домов. После войны ситуация с жильем была ужасная. Эти дома были рассчитаны на 25 лет эксплуатации и удовлетворили острую потребность того времени в жилье. Тогда это была положительная история. Однако эти дома были сделаны наспех и из плохих материалов. Все их системы катастрофически требуют замены. Даже если сейчас что-то ремонтировать, то через 5 лет уже точно все это нужно будет сносить. Мы видели, как счастливые люди переезжали в Черемушки, могли не ходить в баню, а помыться в ужасной сидячей ванне. Это было отличное явление, сделанное наспех и из плохих материалов. Все эти коммуникации давно требуют замены. Надо учитывать и принадлежность этих квартир: ведь многие живущие — пенсионеры, а потом квартиры пойдут в наследство. Детям и внукам останется жилой фонд, который через пять лет необходимо будет снести? — задается вопросом архитектор Михаил Посохин.

Действительно: когда-то наши бабушки ради отдельного жилья уезжали в пятиэтажки в Тропареве, Чертанове, Медведкове или Черемушках со Сретенки, Покровки и с Малой Бронной — в ту пору, когда жизнь в центре была нормой для коренного москвича, а не элементом гламура. Уезжали ради отдельного жилья вместо коммуналок — плохонькое, но свое...

Но сколько же можно радоваться этой крошке-квартирке? Особенно сейчас, в XXI веке, когда на соседней улице строят яркие современные жилые комплексы — а те москвичи, кто родился внутри Садового, вынуждены прозябать в облезлых ванных, толкаться на пятиметровой кухне и кое-как уживаться в проходных и «запроходных» комнатах всей семьей.

— Когда мне говорят о сносе пятиэтажек, я вижу перед собой не дома, а лица людей. Мой избирательный округ — Хамовники, Арбат, Пресненский район. Я отслеживаю, как доктор, заболеваемость в районе Пресни и Камушки. Люди не могут жить в состоянии постоянного дистресса — он вызывает у людей множество заболеваний, как острых, так и хронических. От того, как мы с вами решим эту проблему, зависит здоровье людей. Не нужно вкладывать столько денег в капремонт, который не закончится желаемым результатом. Можно людям дать уже сейчас надежду, что через какое-то время они, их дети и внуки будут жить в нормальных условиях. Когда люди будут понимать, что дан старт и когда-то будет финиш, они смогут свою жизнь вести сообразно тому, что мы сегодня решим для людей, — соглашается с коллегой Вера Шастина, депутат МГД.

Да, хотя бы дети и внуки. Ведь та самая хрестоматийная «бабушкина квартира», которая полагается всем коренным москвичам, сейчас выглядит невероятно убого. Допустимо ли жить в картонной коробке с шатающимися стенами, в которые замурованы трубы, современному человеку? Допустимо ли оставлять ее новому поколению москвичей? Когда-то считалось, что квартира, доставшаяся в наследство от бабушки — старой коренной москвички, — предел мечтаний молодых людей нашего города… Однако за последние несколько десятилетий ситуация изменилась: и от бабушек мы будем наследовать не отличные квартиры в центре города, а убитые панельные «хрущевки» — не в самых плохих районах, но в ужасном состоянии.

Власти утверждают: ситуацию спасет капитальный ремонт. Но, по мнению экспертов, всем понятно, что дополнительное вложение денег в существующий старый жилой пятиэтажный фонд бессмысленно. Как можно отремонтировать то, что изначально строилось неремонтопригодным? Получается, что те 15 рублей за метр, которые платят москвичи ежемесячно, улетают в «молоко»?

Однако власти повторяют: паковать чемоданы рано.

— Говоря же о новой программе реновации, необходимо учитывать огромный масштаб работ. В Фонде капремонта озвучили цифру в 25 млн кв. метров недвижимости, требующей расселения, — эта цифра пугает. Это более 7 тысяч домов. То есть в 4 раза больше, чем в действующей программе, с которой город справляется уже 20 лет. Если использовать метод волнового переселения, сроки новой программы будут очень большими. Есть причины, которые будут снова сдерживать программу. Это и градостроительные ограничения, сложности с прокладкой и перекладкой инженерных коммуникаций. В кварталах реновации нужно создать новые современные инженерные системы, развить социальную инфраструктуру, решить проблемы транспортной доступности, обеспечить необходимое количество парковочных мест. По опыту реализации прошлой программы можно сказать, что целое поколение москвичей выросло на стройплощадке. Все проектные мощности сконцентрированы сейчас на решении задач транспорта, метро — туда идут все ресурсы. Подводя итог, можно сказать: есть финансовые ограничения, есть технологические ограничения. Программа на данный момент практически нереализуема. Иными словами — по масштабам программу можно сравнить со строительством нового города. Сейчас у Стройкомплекса нет ресурсов для реализации такой масштабной программы, — заключил Андрей Валуй, и.о. заместителя Департамента градостроительной политики Москвы.

Да, ресурсов у Стройкомплекса нет... А у москвичей уже нет ресурсов для того, чтобы продолжать жизнь в неадекватных условиях, которые не соответствуют ни нормам безопасности, ни современным представлениям о комфорте. На их стороне выступает и председатель Комиссии по градостроительству, государственной собственности и землепользованию МГД Сергей Зверев:

— Выслушав посыл органов исполнительной власти о том, как все тяжело, мне хочется сказать: коллеги, дорогу осилит идущий. Если мы с вами не пойдем по этому пути, если мы не начнем реализацию этой программы — ничего не получится. Я знаю о том, что были случаи, когда дом стоял из-за одного человека, и это надо решать. И мы здесь готовы подключаться с точки зрения законодательных инициатив, у нас есть возможность.

Чего ждет власть? Чтобы люди, которым надоест платить 15 рублей за метр безнадежности, вышли на улицу с новым митингом? В Котловке — там, где самые старые пятиэтажки, — еще в 2014 году прошел митинг: более 500 жителей выступали за снос 69-го микрорайона. Их до сих пор не услышали.

А ведь речь идет о нескольких миллионах москвичей — тех, кто по праву рождения заслужил достойное жилье.

— Мы живем в XXI веке, но, когда попадаем в те районы, которые застроены домами, которые считались блестящими в 60-е годы прошлого века, мы понимаем, что попали в другое измерение, в другой мир. А там живут люди. Для людей самое главное — это определенность. Мы эту определенность должны дать, потому что каждый из них строит свою жизнь, исходя из определенных потребностей. Например, надо им делать свой ремонт, не капитальный ремонт, а в самой квартире? Не все решает капитальный ремонт, безусловно. Надо ли им тратить деньги на это? Надо ли покупать мебель? — задается вопросом депутат МГД Павел Поселенов.

Жизнь в подвешенном состоянии способствует развитию множества болезней: не только нервных, но и спровоцированных на нервной почве. Что мы получим через 5–10 лет? Поколение больных людей, живущих в жутких условиях?

— Кроме реновации и новой комплексной застройки, здесь нет решений. Напомню, что в Пекине и Шанхае сносят 25-летние дома. Мы сейчас говорим о 50–60-летних. Но тут нужно выработать экономическую и социальную модель. Государство или частные девелоперы за это будут отвечать? — задает вопрос депутат МГД Ярослав Кузьминов.

Он же отметил, что в случае переселения неизбежно придется решать и социальные проблемы.

— Откуда взять деньги, чтобы 25 млн квадратов превратить в 75 млн квадратов и все их отдать жителям пятиэтажек? Даже если человек получит те же самые 38 квадратов, это все равно будет другое качество жилья. Как минимум площадь увеличится за счет размера санузлов и кухни, которые будут больше в два раза. Потолки будут выше. Появятся лифты — а ведь если учесть, что большая часть населения пятиэтажек это пенсионеры, это колоссальная значимость. Подземные паркинги помогут нам превратить дворы в место для прогулок, а не в огромные автостоянки, — продолжает рассуждать Кузьминов. — Надо четко показать, что получит житель. Мы меньше не сможем ему дать при переселении. Человек живет в 38 метрах площади, значит, мы будем проектировать эти 38 метров. С другой стороны, мы можем дать возможность человеку доплатить и приобрести новую квартиру. И мы должны дать человеку третью опцию — получить большую квартиру в Новой Москве.

По мнению Кузьминова, нужно приглашать зарубежных коллег, продумать новые районы типовой застройки, но уже современные, с развитой инфраструктурой. Хотя уже очевидно, что программа потребует триллионы рублей, взять ее на вооружение необходимо. Тем более что большинство районов пятиэтажек — в 20–40 минутах езды от Кремля, то есть не центр Москвы, но первый контур. Мы сейчас имеем возможность создать в этих районах современные комфортные жилищные условия. Каждому городу такой шанс выпадает раз в жизни. Если упустим сейчас — думаю, потомки нас не поймут.

Единственное возможное решение озвучил Степан Орлов, глава комиссии по ЖКХ и жилищной политике:

— Странно слышать от представителей правительства Москвы некий скепсис. Понятно, что проблем много. Любая программа сталкивается с серьезными проблемами. Вспомните, сколько дискуссий было по принятию программы капремонта или развитию дорожно-транспортной инфраструктуры. Мы тоже 6 лет назад стояли у, казалось бы, нерешаемой проблемы. Пробки нарастали, транспортный коллапс был уже в 5 минутах. Однако посмотрите, сколько уже сейчас сделано! Да, это большие ресурсы. Но мы начали решать эту проблему. Здесь то же самое. А сейчас я больше слышу от представителей правительства Москвы, почему этим нельзя заниматься, чем реального серьезного обсуждения проблемы. Нам не нужно искать поводов, почему мы ничего не можем сделать. Нужно искать пути решения! Мы должны поставить вопрос перед правительством Москвы, должны просить мэра Москвы дать поручение о разработке соответствующей программы. Да, программа серьезнейшая, гигантская, сложная, но я думаю, что совместными усилиями мы сможем решить этот вопрос. Мы обратимся к правительству и к мэру Москвы с соответствующей просьбой. Я другого выхода не вижу.

МНЕНИЯ

Валерий ТЕЛИЧЕНКО, президент Национального исследовательского университета «Московский государственный строительный университет» (НИУ МГСУ), депутат МГД:

— Программа капремонта ярко высветила проблему старых пятиэтажек. Она существовала и раньше, но когда мы подошли системно именно с капремонтом, проблема встала в полный рост. Капремонт не достигает своих целей. Он должен не только восстанавливать ресурс зданий, но и придавать им какое-то новое качество. А здесь мы даже не достигаем минимума и не можем восстановить первоначальный ресурс этого здания. В будущем это здание превратится в ничто и с коммерческой, и с социальной точки зрения. Основные мировые требования к жилому фонду: безопасность, комфорт, энергосбережение. Эти дома никаким образом не соответствуют современным требованиям. Примерно 60% энергии тратится городом на жилой фонд. Если мы эксплуатируем здания неэнергосберегающие, то мы огромный энергетический ресурс просто выбрасываем в атмосферу. То же касается и безопасности — внутренняя среда зданий нисколько не способствует оздоровлению людей, плюс критическое состояние инженерных сетей и конструкций. О комфорте вообще речи не идет. Эту проблему нужно решать. Самый эффективный путь — продолжение программы сноса.

Дмитрий ЛИФШИЦ, первый заместитель генерального директора Фонда капитального ремонта многоквартирных домов города Москвы:

— Дома сносимых серий изначально были не включены в программу капремонта. В отношении их действует другая программа. Это дома определенных серий. Для всех остальных домов у нас нет оснований не включать их в программу. Пятиэтажки, о которых мы сейчас говорим, все попали в первые периоды программы с учетом их плохого технического состояния. Фонд вынужден делать этот ремонт. Да, мы сталкиваемся с тем, что собственники не согласны. Сложность ремонта коммуникаций еще и в том, что нам необходимо обеспечить стопроцентный доступ во все помещения. К сожалению, даже в самых аварийных случаях не всегда можно договориться со всеми собственниками даже в рамках одного подъезда. Фактически фонд сегодня осуществляет аварийный ремонт. То есть ремонтируем те участки коммуникаций, куда удается получить доступ. Однако мы понимаем, что в эти дома все равно придется возвращаться. Другого способа провести ремонт систем канализации, водоснабжения и отопления нет. Весь объем пятиэтажного жилого фонда сейчас мы вынуждены ремонтировать, хотя понимаем, что это доставляет гражданам дискомфорт не только во время ремонта, но и после (если речь идет о выносе коммуникаций, дополнительном косметическом ремонте и т.д).

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру