Пожароопасная экономия: почему в торговых центрах не заботятся о людях

Эксперты делятся ужасающими наблюдениями

Пожар на Дмитровском шоссе заставил задуматься о безопасности в других столичных торговых центрах. «Я как-то попала на ложную пожарную тревогу в «Метрополисе», — вспоминает на странице в соцсети пользователь Марианна Зильберг. — Стало понятно, что в случае беды никто до приезда пожарных не поможет». Посетители другого «РИО» — на Ленинском проспекте — вспомнили, что там ситуация не лучше. «В огромном здании единственный крошечный вход с крутящейся дверью... запасные выходы не найдешь в твердом уме и здравой памяти, а уж в дыму и панике — страшно подумать...» — пишет в соцсети Кира Бородач.

Эксперты делятся ужасающими наблюдениями
Фото: instagram / tenisova

Люди вспоминают, что в ТЦ нет даже навигации, а второй маленький выход закрыли еще в начале лета. Про «РИО» на Дмитровском шоссе — отдельная песня.

— Мы в свое время общались с владельцами, они предлагали взять на обслуживание данный ТЦ, но из-за того, что сумма была предложена смехотворная, мы отказались, — рассказал руководитель проектов по системам пожарной безопасности Сергей Победоносцев. — Скажу сразу, система там стояла для галочки.

Известно, что часть посетителей центра застряли в лифте. Еще со школьной скамьи детям вбивают в головы — при пожарах пользоваться лифтами нельзя. При этом, как рассказал «МК» пожарный, пожелавший остаться анонимным, если все лифты подключены к специализированной противопожарной системе, то во время пожара они должны спуститься на первый этаж и открыться. Но уж точно никак не застрять.

Настораживает экспертов и черный дым, заполнивший помещение. Его объемы намекают на плохое состояние систем дымоудаления.

— Это большая проблема всех крупных зданий, — продолжает пожарный, — такая система должна быть встроенная и автономная. На этом очень сильно экономят, хотя без нее сам дым просто не выветрится. Но сотрудников Госпожнадзора осталось так мало, что на обход всех территорий уйдет несколько лет.

— Очень часто собственники просто забывают про противопожарную систему, — рассказывает Победоносцев. — А когда вспоминают, проект рисует самая дешевая компания. Но самое интересное начинается, когда надо воплотить план в реальность. Подрядчик стремится купить как можно более дешевое оборудование. В результате закупается так называемая оптимизированная система — она и противопожарная, и с видеонаблюдением, и пирожки печь умеет. Система на серьезном объекте должна быть самодостаточной, чтобы не тормозить, не зависеть от одного компьютера.

Чем еще пренебрегают нерадивые владельцы? Как рассказал эксперт, экономят на дизельной станции (она должна включаться, когда при пожаре отрубается энергоснабжение, и поддерживать жизненно важные узлы системы), на кабелях (покупают обычные вместо не поддерживающих горение), на работах (доверяя их непрофессионалам из фирм «Джамшут&Равшан»), на обслуживании.

— Срок службы противопожарной системы — восемь лет, — продолжает эксперт. — Но и этим пренебрегают. А многие фирмы соглашаются обслуживать за копейки, в результате — толком не следят, что работает, а что уже вышло из строя. Инженер приезжает, ставит галочку в журнале, и все. Вроде все приборы на месте, а алгоритм действия системы нарушен и ничего не работает.

Как привел пример один из пожарных, обычный магазин в 200 квадратных метров в подмосковном городе может попросить за обслуживание метра 8 рублей. В итоге месяц работы инженера стоит 1600 рублей: «Вы поедете из Химок в Люберцы за такие деньги? И будете еще и регламент выполнять?»

В процессе работы владельцы экономят и на самих торговых площадях.

— Каждый магазин разбит на маленькие сектора, к которым должен быть свободный доступ, — говорит пожарный. — Но пути эвакуации часто захламляют из-за экономии на складских помещениях, запасные выходы часто закрыты на ключ, а ключ хранится непонятно где...

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27440 от 12 июля 2017

Заголовок в газете: Пожароопасная экономия