Что могут изменить в городе муниципальные депутаты

Скоро выборы: с чем едят чиновников самого низкого ранга

Почти 8 тысяч кандидатов зарегистрировано для участия в выборах муниципальных депутатов в Москве — об этом сообщил председатель столичной избирательной комиссии Валентин Горбунов. Они претендуют на 1502 депутатских мандата во всех районах города. Однако вряд ли многие москвичи отметили 10 сентября в календаре. Почему? Да мало кто понимает, что за птица такая муниципальный депутат и чем он может помочь. А ведь именно он призван решать проблемы граждан. Можете назвать хотя бы одного местного депутата в вашем районе? То-то и оно. Получается, что институт власти, некая спайка между народом и чиновниками, не работает из-за банального отсутствия информации. «МК» разбирался, что такое муниципальные выборы и зачем вообще нужно на них идти.

Скоро выборы: с чем едят чиновников самого низкого ранга
К 2018 году каждый второй избирательный участок в Москве будет оснащен КОИБом.

Для начала нужно обратиться к Конституции: в России существует две системы власти. Первая из них — исполнительная: в рамках Москвы, например, это мэрия, префектуры и управы районов. Вторая — органы местного самоуправления, они неподотчетны «официальной власти» и никак не зависят от нее. Как пример — муниципалитеты, которые есть в каждом районе города.

Важное замечание: районы и муниципальные образования не одно и то же. Обратимся к истории. В 1991 году Москву поделили на административные и муниципальные округа. По сути, последние — это наши привычные районы, границы их устанавливались мэром, а главой был супрефект. Через четыре года словосочетание «муниципальный округ» официально заменили на «район», Москву на этот раз поделили на 10 административных округов со 128 районами. Исполнительная власть сосредоточилась в управе района.

В 2002 году на арену вернулись муниципальные образования. Был принят закон «Об организации местного самоуправления в городе Москве», и столицу опять поделили, однако границы новых образований могли не совпадать с границами уже существующих районов. Например, в Красносельском районе два муниципальных образования, в районе Аэропорт — сразу три (это зависит от численности населения). Так полномочия органов власти разделились: на одной и той же территории — по сути, работает муниципальная власть (Совет депутатов и аппарат Совета депутатов) и административная (управа района). И делают они не одно и то же.

Чем полезен муниципальный депутат?

Кем представлена муниципальная власть? Есть Совет депутатов, который возглавляет глава округа (не путать его с главой управы). Как в разговоре с «МК» признавались некоторые депутаты, глава — это некий председатель, который имеет громкую должность и ровно ноль полномочий. При совете есть аппарат Совета депутатов (в 2013 году власти решили вот так переименовать обычный муниципалитет). Аппарат делает в основном всякую бумажную работу, развозит документы, готовит повестку заседаний.

Самая интересная фигура при этом — муниципальный депутат. Именно депутатов и выбирают жители. Образ муниципального депутата в головах людей сложился совершенно определенный: некая фигура, которая помогает бороться с беззаконием местных дворников и следит за детскими площадками. Это самые активные. Про остальных обычно и не знают: люди сидят тише воды ниже травы. Никто толком не понимает, зачем же в действительности нужен муниципальный депутат и на что в районе он реально влияет. Полномочий у него не так много, но они есть. Итак, к мундепу нужно идти:

— Если не благоустроен двор: детская площадка разваливается, лавочек нет и в помине, вокруг бардак с легким налетом апокалипсиса. Управа пишет перечень дворов, где нужно провести благоустройство в будущем: что надо сделать, по какому адресу, сколько денег на это дадут. Депутаты эти работы согласуют и принимают, то есть буквально выходят во двор и проверяют как надо. Если на своих местах сидят мундепы-головотяпы, то деньги могут давать годами на один и тот же двор (или, к примеру, не давать вообще), а принять потом убитые качели, хлипкую горку, рваное покрытие на детской площадке и прочее. Или это самое покрытие вообще может стать золотым и встать в миллион рублей (реальный случай одного из московских районов).

— Есть работы, которые я называю работами для трех таджиков, — рассказал «МК» один из баллотирующихся депутатов. — То есть они простые и не требуют особых финансовых вложений. Однако управа любит выделять на них просто астрономические суммы.

Кроме прочего, депутаты согласуют адреса мест, где высадят деревья и кусты в районе, участвуют в согласовании планов благоустройства местных парков, скверов, бульваров. Могут вносить свои предложения. Еще один наболевший момент — установка шлагбаумов — тоже в ведении мундепов. Жители должны подать в Совет депутатов план установки, а депутаты в свою очередь его согласовать.

— Если есть проблемы с капитальным ремонтом домов. За каждым депутатом закреплен определенный дом, в котором ведутся работы. Мундепы их принимают — реально ходят по подвалам, подъездам, лазят по чердакам и крышам, чтобы проверить качество ремонта. И именно они — та сила, которая может не дать строителям устроить хаос в доме и свалить под шумок.

— Я принимала один дом в своем районе после капремонта, — рассказывает муниципальный депутат, — мы спустились в подвал, а он сантиметров на двадцать залит какой-то дурно пахнущей жижей. И вот такой подвал хотели оставить жителям. Естественно, никакие акты приемки мы не подписали.

Если бы мундепу проблемы района были до далекой звезды, недобросовестные подрядчики превратили бы некоторые дома в филиал ада. По воле собственников Совет депутатов может организовать проверку управляющей компании или даже сменить ее на новую.

— Если намечается небольшая стройка. Больное место в районе — строительство каких-то капитальных объектов: церквей, гаражей, всего, что площадью менее 1500 квадратных метров. К слову, объекты очень маленькие в Москве почти не строятся. За исключением, пожалуй, церквей: в скверах и парках города их возводят активно, причем зачастую незаконно. Что в этом случае происходит: исполнительная власть (управа) проводит свои решения через комплиментарных муниципальных депутатов. Вывод простой: нет зависимых мундепов — нет незаконных решений.

— Что еще согласуют депутаты? Где будут палатки, сезонные кафе, ярмарки выходного дня. Они же согласовывают магазины, которые появляются на первых этажах. Как это происходит: теоретический Вася Пупкин хочет открыть на первом этаже дома продуктовый магазин. Все остальные жильцы должны дать добро, но от лишнего магазина по дому пойдут трещины, а само заведение привлечет бомжей. Тогда господин Пупкин подделывает протокол собрания. Вот тут-то нормальный депутат и должен проявить бдительность: если он близок к народу и знает его проблемы, то сможет остановить незаконные работы.

— Вишенка на торте: мундепы могут выразить недоверие главе управы. В Москве был случай, когда главу сняли именно по инициативе снизу: жители оперативно собрали подписи, а депутаты их поддержали. В результате голова с плеч, точнее, глава района — вон.

«Конкурс» в Москве будет нешуточный: пять депутатов на один мандат. Фото: АГН МОСКВА

Что муниципальный депутат решить не может?

Как можно догадаться, депутаты в основном согласовывают и контролируют. Сами решения принимает уже управа района. Почему бы тогда сразу не обратиться со своим «фи» или, наоборот, пожеланием в управу или тот же «Жилищник», который отвечает за чистоту и красоту во дворах? Увы, там даже простейший вопрос благоустройства решается не один год. Поэтому практически вся работа депутата заключается в обращениях в департаменты, министерства и прочие органы исполнительной власти. Зачастую активные жители теребят депутатов по вопросам вне их компетенции — нерадивая полиция, крысы в кафе и прочее. Поэтому, как отмечают многие политологи, депутат превращается в глазах жителей в эдакую волшебную палочку, которая решит все их проблемы. Увы, это не так. Власть отвечает депутату, как и любому человеку, в течение 30 дней. Роли здесь не играет даже статус: присылают зачастую обычные отписки.

Важно: есть круг вопросов, которые мундепы не решают. В их числе самые горячие темы, как то: стройки, уборка листвы и применение реагентов зимой, работа автобусов. И самое основное — платные парковки. Нужно жирным шрифтом написать при входе в каждую управу: муниципальные депутаты НЕ согласовывают места для платных парковок, поэтому винить их в этом бессмысленно.

Хотя местные жители порой и не знают, кого винить. Или знают одного депутата, который носится по району как заведенный и исполняет желания всех местных бабушек. Хотя в совете состоят около десяти человек.

Парадоксальная ситуация: в некоторых районах отдельные депутаты свои полномочия используют на 80–90%, а при этом районный Совет депутатов, который мог бы вмешиваться, — процентов на 10–15%. Это довольно частая штука. Вот отсюда и выходит, что работают один-двое из десяти. Самое важное для жителя — понять, какой депутат «картонный», а какой действительно будет бдеть и пролоббирует интересы избирателей.

Как выбрать «правильного» депутата?

Для начала понять, а кто вообще выдвигается в собственном районе. Список кандидатов можно найти на сайте Вестника Московской городской избирательной комиссии. В отдельном разделе для каждого района есть сведения о зарегистрированных кандидатах. На избирательных участках каждый получает один бюллетень со списком фамилий. Лучше уточнить, за скольких именно кандидатов можно поставить галочки. Дело в том, что муниципальные округа бывают как одномандатные (выбирают одного депутата), как трехмандатные (выбирают сразу трех), пятимандатные и т.д. Или это можно узнать заранее на сайте Мосгоризбиркома в пункте «Схема избирательных округов по выбору депутатов». Решение о том, одномандатный или многомандатный будет округ, принимает Совет депутатов на основании того, сколько округов в районе. В свою очередь деление по округам предлагает Мосгоризбирком. Эксперты считают, что схема деления зависит от того, как удобнее поделить район с территориальной точки зрения, и предполагают, что на участках должно быть равное число избирателей.

О’кей, перед глазами список в 20–30 человек, большинство фамилий из которого избиратели видят, скорее всего, впервые.

— Достаточно сложно определить, кто настоящий депутат, а кто просто просиживает штаны, — считает один известный политтехнолог. — Если человек воспринимает депутата как борца за народ, радельщика и плакальщика (что есть не прямое исполнение депутатских обязанностей), тогда нужно смотреть, чем эта личность известна.

В частности, обратить внимание на его активность в социальных сетях, поговорить с действующими нормальными депутатами. Обычно будущие мундепы вида «борец за народ» из этого самого народа и выходят, потому и так знакомы всей округе. Самый радикальный способ — связаться непосредственно с кандидатом и лично поговорить: знает ли он, чем живет район, где выгуливают собачек, почему новые качели опять сломались и когда почистят заросший пруд.

— Если же речь идет о более серьезных вещах, например муниципальном фильтре, то здесь важна группа, партийность кандидатов, потому как один человек ничего не решит, — продолжает политтехнолог.

При выборах мэра кандидаты должны собрать определенное количество голосов муниципальных депутатов. Это и есть муниципальный фильтр — процедура, при которой районные депутаты становятся на вес золота.

Стать местным народным избранником может любой человек. Чаще всего в них идут, как уже говорилось, активные горожане, а еще врачи, учителя, работники ЖКХ. С ними вообще просто: для района они люди публичные, поэтому, с одной стороны, избраться им ничего не стоит, а с другой — нелюбовь народа может зарубить политическую карьеру на корню. Для выдвижения нужно собрать подписи избирателей (в каждом округе конкретное число — от 10 до 50). Если кандидат идет от парламентской партии, то никакие подписи вообще не нужны. Как объясняют политологи, для активного гражданина избраться как раз плюнуть. При численности порядка 10 тысяч жителей и явке 50% избирателей нужно получить всего 2,5 тысячи голосов. Хороший директор школы проходит в депутаты автоматом.

Возникает закономерный вопрос: зачем мундепами становятся те, кто тихо сидит и старается не показываться? Формально, кроме головной боли, депутаты ничего не имеют. Им официально положен бесплатный проездной на общественном транспорте, денежная компенсация в районе 17 500 рублей и гордый статус народного избранника. Полномочий мало (по сути, даже на цвет бордюра повлиять нельзя), личного времени уходит много.

— Зачем идут в мундепы? Во-первых, для личного статуса, — говорит политтехнолог. — То он был обычный блогер, а теперь уже депутат. Во-вторых, для кого-то это просто необходимый статус: человек занимается какой-то работой, защищает чьи-то права, и «корочка» ему не помешает. Для основной массы людей это просто дополнительная нагрузка. Понимаете, где-то в регионе муниципальный депутат — большой человек. Он решает, в вашу деревню деньги поедут или в другую, а следующие финансы будут лет через десять. В Москве же все это... мелкие вещи. Стройка, благоустройство, публичные слушания... Так что да, это скорее нагрузка. При этом нельзя сказать, что муниципальное депутатство — первый шаг в большой политической карьере. Да, так всем говорят, но Москва специфический город. И если смотреть на вещи реально, то муниципальные депутаты, скорее всего, ими на всю жизнь и останутся. Шаг выше — это разве что Мосгордума, но и она не резиновая. Это тот случай, когда лучше быть первым в деревне, чем вторым в Риме.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27463 от 8 августа 2017

Заголовок в газете: Муниципальные депутаты и с чем их едят

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру