В Общественной палате Москвы обсудили возможность общения соседей на интернет-платформе

Соседи, все онлайн!

В понимании большинства москвичей их собственность — это квартира. Остальное, что за ее пределами, уже их не касается. Однако именно содержание имущества многоквартирного дома требует регулярного проведения общих собраний собственников — мероприятия, организовать которое сегодня почти нереально. Представители управляющих компаний и активисты домов из разных районов Москвы обсудили в Общественной палате перспективы создания новой формы взаимодействия жильцов. Одна из идей — позволить собственникам общаться между собой в режиме онлайн на специальной платформе.

Соседи, все онлайн!

Сегодня мало кто может похвастаться, что знает лично всех своих соседей по многоэтажке. Собрать вместе собственников — миссия почти что невыполнимая: люди между собой не общаются, боятся открывать дверь, не читают объявления и не знают ничего о жизни дома. Хотя знать-то надо — ведь собственники вместе решают важнейшие вопросы.

— Надо собственников поощрять к участию в собраниях и ответственности за принятое решение. Сложнее всего ситуация в домах, где живут не самые богатые люди. Молодое поколение утром убегает на работу, вечером поздно возвращается — им не до собраний. Если бы я могла, например, по дороге на работу открыть в смартфоне специальное приложение и узнать обо всем, что происходит в моем доме, это было бы гораздо удобнее, — отметила во время выступления в Общественной палате Москвы одна из городских активисток.

При этом отсутствие коммуникаций может привести не только к разобщенности между соседями, но и к сложностям во взаимодействии с управляющими компаниями: недобросовестная конкуренция может только расцветать в условиях, когда жители не посещают собрания и не знают о происходящем в доме, а следовательно, не могут влиять на смену УК. Также управляющие компании просто приобретают лишние сложности в донесении информации до жителей: их просто нельзя застать дома. Такая же проблема — у представителей ЖСК, ТСЖ или старших по дому.

— Собрать всех собственников в одном месте и в одно время нереально. Тем более в таком мегаполисе, как Москва. Граждане работают в разное время, некоторые чуть ли не сутками, большой процент квартир сдается, часть собственников живет в других федеральных округах России, а некоторые — даже за границей… — объяснила Татьяна Азизурахман, председатель совета дома №4 по улице Лобанова.

Ждать целый год, чтобы решить вопрос о поиске консьержа или благоустройстве подъезда, — не выход. Активисты начинают искать альтернативные способы взаимодействия с соседями. Одним из вариантов может стать Интернет.

— Мы в Общественной палате получаем большое количество обращений жителей, связанных с несовершенством проведения общих собраний, процедуры голосования: жители не набирают кворум, не могут правильно оформить документы. Сегодня мы видели протокол, состоящий из нескольких сотен страниц, — это нонсенс, вынуждающий жителей вкладывать собственные финансовые средства и трудозатраты. Но даже и этот протокол, который состоит из практически тысячи страниц, может быть оспорен. Жители пришли к пониманию необходимости электронного голосования, — отметил глава комиссии Общественной палаты Москвы по ЖКХ, капитальному ремонту и местному самоуправлению Александр Козлов.

Почти все сферы нашей жизни сегодня медленно перекочевали в Интернет — даже члены семьи между собой иногда общаются в WhatsApp чаще, чем лично. Многие полагают, что и в деле заботы о доме онлайн сослужит хорошую службу.

— Использование онлайн-технологий позволит каждому жителю знать, что происходит в его доме в любой момент, какие аварийные или иные работы ведутся… В любое время человек сможет войти под своим паролем в такую систему и быть в курсе событий, — поделилась соображениями представитель совета дома №8, корп. 2, по улице Мартеновская Анастасия Аляутдинова.

По мнению москвичей, создание некого «электронного дома» позволило бы здорово облегчить жизнь. Онлайн-технологии позволят понять, что происходит в доме в любой момент — причем и в том, что касается глобальных вопросов вроде проведения работ по капитальному ремонту. Также это позволит сэкономить время и силы, затрачиваемые на организацию собраний и проверку составленных протоколов. Онлайн-голосование в специальной программе, учитывающей место регистрации жильца и его право собственности, позволит облегчить жизнь даже в тех домах, где половина хозяев не живет постоянно.

— Как мы поняли, в старом фонде современные технологии не работают. Там пожилой контингент, бабушки, им учиться гаджетами пользоваться не с руки. А вот в новостройках, где живут молодые, но занятые люди, электронный формат оповещения может отлично подойти, — объяснил представитель управляющей компании из района Котельники. — Есть дома, где приходит всего несколько человек, есть те, где не менее половины собственников. Ремонт подъезда, капитальный ремонт дома, замена пластиковых окон — все это темы, которые нужно обсудить, но обсуждать некому и некогда…

Кто хоть однажды бывал на собрании собственников, тот это вряд ли забудет: несколько часов разговоров ни о чем, кричащие, вечно недовольные женщины, насупившиеся отцы семейств и парочка бабушек, пришедших сообщить, что в их-то время и порядок был, и мусоропровод вовремя чистили, и ЖКХ стоило меньше. Как результат — часть добропорядочных собственников решает в следующий раз просто проигнорировать «посиделки», а другой части и решать ничего не надо — они бы и так не пришли.

— На очные собрания чаще всего приходят «крикуны», а по делу выступают 2–3 человека. Лучшая форма общего собрания — заочная. Однако не во всех ситуациях она применима. Например, в вопросах, касающихся капитального ремонта, для начала гражданам необходимо разъяснить все нюансы, поэтому приходится лично обходить квартиры. Иначе 2/3 голосов от всех собственников ни за что не соберешь, и собрание приходится организовывать целый год, — делится опытом Алексей Краминцев, председатель ТСЖ дома № 12/12, корп. 1, по Новомарьинской улице.

Таких примеров по всей Москве — десятки.

Напомним, что использование соцсети для общения с соседями — не новое решение: все чаще и чаще появляются соседские сообщества (например, «Наша Ходынка», «За Можай!», «Aeroport/Sokol Neighbohood»). Социальные сети стали восприниматься как палочка-выручалочка на любой случай. И первое действие современного человека, попавшего в непонятную ситуацию или желающего поделиться новостью, — написать в соцсеть. Ведь весь дом может сидеть в той же группе, что и ты. Это куда проще, чем обходить все квартиры ногами.

А еще проще — создать специальную группу, где точно будут все свои. Например, в доме №6 по улице Удальцова на западе Москвы для информирования о мероприятиях жители активно используют мессенджеры, рассказала представитель совета дома Елена Мамаева. Благодаря этому к управлению удалось привлечь даже молодежь, которая теперь активно информирует своих соседей о событиях. Получается, что все решения принимаются в WhatsApp, а уже потом формально переносятся в протокол собрания — и на это тратится лишнее время.

Также своим опытом поделился представитель УК «Комфорт» Анатолий Соколов: компания активно взаимодействует с советами домов, а все отчеты о работе УК размещаются на сайте управляющей организации. Ознакомиться с информацией там может любой желающий. Сайт оформлен просто и понятно, совет дома может изучить все. Однако о возможности электронного голосования речи пока не идет: для этого нужны законные основания для признания его легитимности. Над этим планируется работать в ближайшее время: создание онлайн-канала для общения признано насущной необходимостью.

— Стоит привести законодательство в соответствии с новыми цифровыми реалиями. Мы будет прорабатывать механизмы электронного голосования, предлагать законодателям соответствующие изменения, которые будут внесены в Жилищный кодекс, и выступать уже с обращением проработки электронной площадки, на базе которой помимо общего собрания жители могли бы общаться и взаимодействовать между собой, с Фондом капитального ремонта, со своей управляющей организацией. Это должен быть альтернативный сервис, предусмотренный Жилищным кодексом, — отметил Козлов, добавив, что жизнь не стоит на месте, и онлайн-общение сегодня уже стало нормой, а не молодежной диковинкой.

Для принятия новой формы необходимо закрепить все ее нюансы законодательно — так, чтобы вопросов не возникло ни друг у друга, ни у проверяющих органов.

— Механизм должен быть такой, чтобы человек не стал бы в любой момент отказываться от своей подписи, чтобы легитимность проведенного электронным способом собрания не была оспорена, — объяснил председатель ТСЖ «Бибирево-4» Михаил Островский.

Например, председатель совета дома №16 по улице Чистова Антон Тихомиров предлагает использовать сайт госуслуг для голосования жителей либо разработать специальное приложение, которое будет доступно любому собственнику 24 часа в сутки. Для регистрации и идентификации, скорее всего, придется использовать номер свидетельства о собственности или данные о прописке. Так при новой схеме работы жители сами смогут решить, какие именно темы вынести на обсуждение, — это может быть не только капитальный ремонт, но и благоустройство подъезда, и работа консьержа, и проведение праздников или субботников во дворе, и выбор старшего по дому (подъезду), и украшение дома к праздникам, установка полки для обмена книг и многое другое.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27560 от 1 декабря 2017

Заголовок в газете: Соседи, все онлайн!

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру