Московская школа признана лучшей в мире

Образование было и остается приоритетным направлением работы столичного правительства

07.12.2017 в 18:22, просмотров: 50825

Первый же опыт самостоятельного участия столицы России в мировых исследованиях читательской грамотности в младшей школе по методике PIRLS оказался беспрецедентно успешным. Средний балл столичных учащихся поднялся до отметки 612, достичь которую до сих пор не удавалось никому. Москва обошла даже Россию в целом, хотя та оставила позади все прочие государства мира, включая таких признанных лидеров образования, как Сингапур с Гонконгом или Финляндия с Англией и США. Разобраться в причинах столь фантастического успеха попытался «МК».

Московская школа признана лучшей в мире
Фото: агн москва

Тема образования всегда была в числе приоритетных интересов столичного правительства. Курирует ее лично мэр Москвы Сергей Собянин, ведь именно образование, по его словам, является важнейшей социальной отраслью города: «Программа развития образования Москвы — одна из самых значимых, важных программ, поскольку она касается практически каждого москвича. Речь идет о будущем молодых москвичей и о будущем нашего города», — подчеркнул он.

По словам мэра, образование в Москве должно быть доступным, качественным, а учителя должны получать достойную зарплату: «В этом направлении мы многое сделали за последние годы. Тем не менее перед нами стоят не менее масштабные задачи. Речь идет об укреплении материальной базы, строительстве новых детских дошкольных учреждений, школ, информатизации, создании системы предпрофессиональной подготовки школьников». Именно в этом направлении и развивается система образования Москвы. И, как подтвердили результаты последнего исследования PIRLS, более чем успешно.

Зачем придумали PIRLS

Progress in International Reading Literacy Study (PIRLS) означает по-русски «Международное исследование качества чтения и понимания текста». Впервые оно прошло в 2001 году и с тех пор повторяется каждые 5 лет.

Цель исследования — оценить уровень читательской грамотности школьников на выходе из «началки». И это не праздный интерес. Участие в исследованиях, проводимых Международной ассоциацией по оценке учебных достижений, разъяснили «МК» в столичном департаменте образования, позволяет получить ответы на ряд важных для развития системы образования вопросов. Насколько хорошо читают четвероклассники страны по сравнению со своими сверстниками в других государствах? Любят ли читать учащиеся четвертого класса? Как семья способствует развитию грамотности? Имеет ли процесс обучения чтению в стране особенности по сравнению с другими государствами? А это необходимо знать для того, чтобы улучшать собственную, национальную систему образования.

Материалы для исследований PIRLS включают художественные и информационные тексты для чтения, разработанные ведущими мировыми специалистами в области тестирования и обучения чтению. Все варианты имеют одинаковую структуру и уровень трудности, а тестовые задания, рассчитанные на младших школьников, имеют вид детских книжек с обилием картинок и небольшими вкраплениями текста, набранного крупными буквами. В этом году в распоряжении «МК» оказались два из них — «Марта и рыжая курица» и «Зеленая морская черепаха: путешествие длиною в жизнь».

Совершим небольшое историческое путешествие и мы.

Москва покоряет PIRLS

Исследования PIRLS проводились в 2001, 2006, 2011 и 2016 годах. Россия принимала участие во всех четырех, хотя старт оказался не очень удачным: в 2001 году наша страна заняла лишь 12‑е место среди 35 стран-участниц (правда, наши результаты все же были чуть выше международных среднестатистических). Затем Россия вошла в группу лидеров, завоевав в 2006 году 1‑е место среди 40 стран-участниц, а в 2011‑м — второе среди 49 стран-участниц.

В последнем исследовании, 2016 года, Россия снова оказалась лучшей — уже из 50 стран-участниц, включая таких серьезных соперников, как Сингапур и Гонконг. При этом главной особенностью PIRLS‑2016 стало участие в исследовании не только целых государств, но и 11 отдельных территорий — регионов, городов или дополнительных классов и языковых групп стран-участниц и т.д.

Одной из таких территорий впервые стала Москва. Выборка составила мощный отряд — 4289 учащихся из 150 школ, тогда как прежде столица принимала участие в исследовании в составе России с выборкой всего в 12–14 школ. Но ни детей, ни их педагогов, заверила «МК» столичный учитель начальной школы Наталья, дополнительное испытание не смутило:

— В этом году мои ребята впервые приняли участие в исследованиях PIRLS. Тестовые задания были направлены на проверку четырех видов их читательских умений: нахождение информации, заданной в явном виде; формулирование выводов; интерпретация и обобщение информации; анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста. Звучит, конечно, серьезно, но работали ребята спокойно, никто не боялся — наверное, поэтому и не устали совсем. Не особо беспокоились за результаты и мы, учителя. В Москве введена обязательная диагностика знаний учащихся после 4‑го класса, и дети подготовлены на совесть!

Правоту учительницы подтвердили итоги PIRLS‑2016, оглашенные 5 декабря. Да еще как подтвердили! Средний балл столичных школьников составил 612, в то время как даже лидер — Россия, оставившая позади всех остальных участников последнего тестирования PIRLS, — набрала 581.

«Московские школьники показали великолепный результат в международном исследовании PIRLS за 2016 год — это уровень читательской грамотности в младших классах. Московские школы — самые лучшие в мире! Поздравляю учеников и педагогов начальной школы!» — написал мэр Москвы Сергей Собянин на своей странице в Twitter.

Что же сделало столичную систему образования лучшей в мире?

Лучшая школа в мире

— Факторов успеха много, и все они сошлись в 2011/2012 году — именно тогда, когда нынешние четвероклассники пришли в 1‑й класс, — раскрыл формулу победы и истоки мировой сенсации глава столичного департамента образования Исаак Калина. — Однако хочу подчеркнуть: о качестве столичного образования говорят не только результаты последнего исследования PIRLS, но и иные показатели: рейтинги школ, результаты ведущих олимпиад школьников, итоги ЕГЭ и многое другое!

Действительно, в топ‑500 лучших школ страны сейчас входят 156 московских — фактически каждая третья. Во всероссийских олимпиадах столичные школьники взяли 45% дипломов, а в международных — около половины всех золотых медалей сборной России. И можно не сомневаться: теперь мотивация столичных учащихся стать лучшими из лучших станет еще выше! Правительство Москвы недавно учредило гранты для победителей и призеров международных олимпиад школьников: за первое место — по 1 млн рублей, за второе — по 500 тыс., а за третье — по 250 тыс. рублей. А это ли не дополнительный стимул?

Или взять результаты ЕГЭ. В 2017 году количество высокобалльных ответов в Москве (оценки от 81 до 100 баллов) достигло 39,2 тыс. При этом более 7,5 тыс. выпускников получили в сумме по трем предметам больше 250 баллов, а сразу пять московских школьников впервые заработали высший балл сразу по трем предметам, набрав в сумме 300 баллов. Вот такое качество обучения.

История успеха

Школа, как известно, начинается с учителя. А, значит, и ее успех тоже. Отсюда особое внимание столичных властей к педагогу: за последние несколько лет среднюю заработную плату учителя здесь удалось увеличить почти вдвое. Но столичный учитель — это профессионал высочайшей марки. Поэтому одновременно педагогам с высшей квалификационной категорией и вдобавок награжденным государственными наградами России, СССР, ведомственными наградами, наградами города Москвы либо имеющим почетные звания города Москвы или победителям конкурсов профессионального мастерства, работающим в системе образования города не менее 15 лет, присваивается почетный знак «Заслуженный учитель города Москвы». А с этого года по решению мэра Москвы их денежная премия возросла до 300 тыс. рублей.

Впрочем, повышать зарплату московских педагогов, по словам мэра города Сергея Собянина, надо и дальше. Поддержать же их высочайший уровень профессионализма призваны многочисленные программы повышения квалификации, работающие в городе: в одном лишь Московском институте открытого образования их более трехсот.

Поменялись за несколько последних лет и сами столичные школы. Активно строятся новые: с 2011 по 2017 год за счет бюджетных средств и частных инвестиций в городе появилось почти 300 школ и зданий для дошкольных групп. (В этом году, например, открылись школа с хореографической студией на 1375 мест в Десёновском, школа на 1775 мест в Коммунарке и самая большая школа столицы на 2100 мест в Некрасовке). А в планах строить еще около 40 школ ежегодно, в частности новые образовательные комплексы появятся в Солнцеве, Сосенском и даже на территории бывшего завода им. Лихачева.

Но одних лишь стен для успешного учебного процесса недостаточно. Поэтому Москва закупает новое школьное высокотехнологическое электронное и компьютерное оборудование: интерактивные панели, планшеты, ноутбуки, высокоскоростной Wi-Fi, а также меняет по форме и содержанию образовательный контент, максимально адаптируя его к восприятию современных детей.

Самым крупным нововведением последних лет стал проект «Московская электронная школа», запущенный в пилотном режиме в сентябре 2016 года. Проект успешно совмещает лучшие традиции образования и современные технологии и позволяет преподавателю использовать во время урока любой учебный материал, который размещен на платформе проекта: изображения, видеосюжеты, таблицы, графики, пособия, задачники, предметные лаборатории и др. В общей сложности учителям доступно 13 тыс. сценариев уроков! При этом за активное участие в развитии проекта все учителя будут получать надбавку к зарплате в размере 10 тыс. рублей в месяц, а авторы самых востребованных видеоуроков получат грант правительства Москвы от 5 тыс. до 150 тыс. рублей в зависимости от типа материала и числа педагогов, им воспользовавшихся.

В инженеры, академики и врачи — со школьной скамьи

Другой революционный проект столичной школы — создание предпрофессиональных классов: инженерных, медицинских, кадетских. На уроках там используется современное лабораторно-исследовательское оборудование, а обучают ребят лучшие преподаватели и практикующие специалисты.

Так, в медицинских классах установлены электронные тренажеры, приборы для измерения давления, частоты дыхания, учебные электрокардиографы, а школьники осваивают основы микробиологии, биохимии, анатомии и даже нанотехнологии в медицине. Да и как иначе, если партнерами школ в проекте «Медицинский класс в московской школе» являются Первый московский государственный медуниверситет им. Сеченова и более 30 других медицинских организаций! В свою очередь юные инженеры изучают компьютерное черчение, геодезию и картографию, промышленную оптику, разработку сверхпроводников, учатся программировать и создавать мобильные роботы. Как и в медицинских классах, занятия там ведут не только школьные учителя, но и преподаватели вузов, а также специалисты предприятий-партнеров. Всего проект «Инженерный класс в московской школе» объединяет 60 московских школ, 18 технических вузов, 33 центра молодежного инновационного творчества и более 100 высокотехнологических предприятий.

В ряде московских школ появились кадетские классы. А недавно список предпрофессиональных классов пополнили академические: их открыли в 10 школах. Москва будет и дальше развивать дополнительное и предпрофессиональное образование, и это закреплено в проекте бюджета столицы на 2018–2020 годы.

Надо признать: вопрос бюджета в нынешних экономических условиях не относится к числу простых. И тем не менее на финансирование программы «Столичное образование» в проекте городского бюджета на 2018 год предусмотрено почти 300 млрд рублей. Значительная часть этих средств пойдет на повышение зарплат учителям. Однако серьезную финансовую поддержку получит и система дополнительного образования, без которой образовательный бренд Москвы попросту немыслим.

«Внука теперь из школы и за уши не вытащишь!»

За несколько лет число маленьких москвичей, посещающих кружки и секции, выросло почти вдвое, превысив сейчас 800 тысяч. Для этой работы город использует потенциал школ, колледжей, учреждений допобразования, предприятий, вузов, музеев и театров, задействовав и здесь новейшие технологии. Так, выбрать занятия по вкусу позволит сервис портала госуслуг, где можно сразу же и записаться в приглянувшийся ребенку кружок, секцию, школу искусств или спортсекцию. Для удобства можно вести поиск, выбрав станцию метро или район, а также обозначив пол и возраст ребенка. Всего на портале представлено более 100 тыс. кружков и секций, причем 78% из них финансируют за счет средств бюджета Москвы.

Символом настоящего прорыва, обозначившегося в городской системе дополнительного образования в последнее время, стали детские технопарки, где школьники изучают основы геоинформатики, промышленного дизайна, конструируют роботов и собирают квадрокоптеры. Их главная задача — познакомить школьников с современными технологиями и востребованными профессиями. При этом самые талантливые ученики получают предложения от работодателей еще до окончания школы, и если компания им нравится, они подписывают отложенный трудовой договор и после окончания вуза идут туда работать.

Среди других популярных и успешных проектов дополнительного образования в Москве можно назвать, к примеру, такие, как «Субботы московского школьника», «Учебный день в технопарке», а также проекты в центрах молодежного инновационного творчества. Однако выделить главный нельзя, подчеркнул Калина: «Потому что для обеспечения качества столичного образования важны все!»

За последние годы Москва стала крупнейшим инновационным образовательным центром страны, и своими лучшими наработками столица готова поделиться со всеми. Так, вскоре благодаря «Московской электронной школе» любой российский учитель сможет воспользоваться лучшими сценариями уроков и учебными пособиями московских коллег, а любой российский ученик — сдать тренировочные тесты, подготовиться к экзаменам и изучить дополнительную литературу. Но первыми приобщились к этому благу обитатели Новой Москвы:

— Для нас настала совсем другая жизнь, — поделилась с «МК» бабушка пятиклассника Валентина Степановна. — Внук теперь ходит в школу с удовольствием: уроки стали интересными, а после уроков у него кружок робототехники. Из школы его теперь и за уши не вытащишь!