Читаем быстро, складно, дружно!

Сергей Собянин встретился с московскими школьниками — лучшими в мире по грамотности

12.12.2017 в 19:43, просмотров: 32928

Современная московская школа может предложить детям все, о чем родители только мечтали, — технику последнего поколения, электронные версии учебников, возможность посостязаться с ровесниками из других стран. Так, наши ребята оказались лидерами читательской грамотности в младшей школе. По результатам международного исследования уровня PIRLS, ученики 4-го класса справились с заданием лучше, чем их сверстники из других стран. С победителями встретился мэр Москвы Сергей Собянин.

Читаем быстро, складно, дружно!
Фото: агн «МОСКВА»

В будущем году московские школы ждет сразу несколько приятных изменений. Главное из них — введение формата «Электронной школы», который ориентирован на систематическое обновление содержания общего образования на основе результатов мониторинговых исследований и с учетом современных достижений науки и технологий, изменений запросов учащихся и общества, ориентированности на применение знаний, умений и навыков в реальных жизненных условиях. Это новшество соответствует поручению Президента РФ Владимира Путина, и столичные учителя уверяют: опасаться нечего, все принципы внедрения современных технологий в образование уже давно освоили.

— Я думаю, сегодня каждая московская школа уже ввела в свою жизнь электронные ресурсы, давно к этому готова и давно готовилась. Появляются новые доски, новые большие панели, хороший Интернет. Мы используем их и для средней, и для старшей школы, и даже для младшеклассников. Наши дети уже живут в этом мире, полном цифровых технологий, нам иногда приходится за ними гнаться. Я думаю, именно новым технологиям мы отчасти обязаны успехами наших детей. И, конечно, мы ждем этого проекта, ведь это и новые возможности для детей, и больший комфорт для учителей, — рассказала «МК» директор школы №1257 Людмила Григорьева.

Бесспорно, новые технологии позволяют ученикам достигать тех успехов, которыми учителя могут гордиться. Недавно были подведены итоги международного мониторингового исследования уровня читательской грамотности младших школьников — PIRLS. Цель исследования — анализ качества чтения и понимания текста учащимися в разных странах мира, выявление различий в национальных системах образования. Задания PIRLS направлены на проверку 4 видов читательских навыков школьников: нахождение информации, заданной в явном виде, формулирование выводов, интерпретация и обобщение информации, анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.

Мэр Москвы Сергей Собянин встретился с учителями начальных классов школ, принимавших участие в тестировании PIRLS. Встреча прошла в Романовской школе — одной из тех, где продемонстрировали самые лучшие результаты.

— Недавно было интересное событие, знаковое для Москвы и московских школ, — подведены итоги международного исследования PIRLS, одного из самых уважаемых, которое охватывает ведущие страны мира. И, конечно, нас не мог не радовать результат, в соответствии с которым наши четвероклашки, которых тестировали на читательскую грамотность, заняли первое место в мире. Это большое событие, — сказал Собянин.

Россия показала отличный результат — 581 балл, а Москва и вовсе стала победителем с результатом 612 баллов. Необходимо отметить, что Россия — это одна из 4 стран, которые улучшили свой результат более чем на 40 баллов за последние 15 лет. Четверть российских учащихся достигли наивысшего показателя в чтении. Россия и Москва отдельно занимают лидирующие места в начальном образовании по читательской грамотности. В 2018 году ассоциация начнет новый цикл PIRLS, основное исследование которого состоится в 2021 году. Новое исследование PIRLS будет предложено провести на компьютерах.

Фото: агн «МОСКВА»

Достойные результаты, сопоставимые с результатами Москвы и России, продемонстрировали школьники из Сингапура (576 баллов, 2-е место). За Россией и Сингапуром в рейтинге стран-участниц следуют Гонконг (569 баллов), Ирландия (567 баллов), Финляндия (566 баллов), Польша и Северная Ирландия (по 565 баллов), Норвегия, Тайвань и Англия (по 559 баллов). Для тестирования детям предлагали два типа текста — художественный и информационный.

Мэр отметил высокое качество начального образования в Москве, уточнив, что в настоящее время даже среди специалистов возникают дискуссии о целесообразности применяемых в настоящее время методов обучения в школах.

Единый государственный экзамен, общероссийские олимпиады школьников и другие срезы показателей демонстрируют, что москвичи показывают результаты лучше, чем в других регионах, — это лучшее доказательство качества столичного образования. Если еще несколько лет назад большинство школ Москвы гордилось единицами призеров и победителей олимпиад — значительное количество собственных Платонов выходили из стен профильных лицеев и гимназий, — то сейчас практически любой способный ученик может попробовать свои силы в московских или федеральных соревнованиях.

Всего 817 учеников московских школ стали в этом году призерами и победителями заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников (в 2010 году было всего 278 человек). Из них — 167 победителей. Кроме того, с каждым годом увеличивается количество выпускников московских школ, которые сдают ЕГЭ на высшие баллы.

— Высочайшие результаты, которые показали московские школьники в исследовании PIRLS, не являются случайными. Москва шла к ним планомерно, начиная с разработки и внедрения новых образовательных стандартов, подразумевающих массовый профессиональный рост учителей и переоснащение школ, заканчивая созданием условий, когда весь город — одна огромная образовательная площадка. В Москве и московских школах есть все необходимые ресурсы, чтобы сформировать, с одной стороны, положительное отношение к чтению, интерес к книге, желание читать для себя, для удовольствия и, с другой стороны, умение читать с целью освоения и использования информации. «Фестиваль науки», экскурсии в вузы, музеи, уроки на улицах Москвы, исследовательская деятельность в школе опосредованно учат ребят работать с научно-популярными текстами. Библиотеки города активно сотрудничают со школами: проводят книжные выставки, литературные квесты, встречи с писателями, ставшую традиционной «Ночь в библиотеке». Большую роль, на мой взгляд, также сыграло включение детских садов в состав образовательных комплексов. Единство целей, целостность и преемственность учебных программ дошкольной и начальной ступеней, постоянный обмен опытом учителей и воспитателей — все это повышает качество обучения в московских школах, — отметила Надежда Ладилова, учитель начальных классов школы №45.

Современным детям образовательный контент, оформленный в электронном виде, понятнее и интереснее, чем обычные бумажные старорежимные учебники. Массовое оснащение начальной школы ноутбуками, электронными досками, использование которых повышает интерес к учебе, позволяет вывести московских школьников на качественно иной уровень — тот, который открывает двери в достойную конкуренцию, в т. ч. на международной арене. Кроме того, внедрение современных технологий даст учителям возможность освободиться от лишней бумажной работы и больше времени уделять ученикам.

— Массовое обучение учителей по проблемам введения новых стандартов образования в начальной школе и широкое использование в образовательной практике деятельностных методов обучения привело к тому, что сегодня учитель в большинстве случаев не просто специалист, хорошо знающий свой предмет. Он еще и проектировщик образовательного процесса, интегратор основного и дополнительного образования, проводник для наших ребят в мир полезных информационных ресурсов и технологий. Ориентация на результаты, а не на процессы — это важнейший сигнал педагогическому сообществу, который закономерно привел к успехам наших школьников, — считает Владимир Лазарев, председатель Столичной ассоциации экспертов.

Введение новых стандартов подразумевает массовое повышение квалификации учителей начальных классов и, как следствие, рост заработной платы.

Согласно приказу Минобрнауки от 6 ноября 2009 года «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», сформулированы требования к педагогу в рамках каждого из предметов, входящих в программу начальных классов. Ранее мэр Москвы отмечал, что проект «Московская электронная школа» получил в этом году «Премию Рунета», с чем градоначальник поздравил учителей и создателей системы.

«У московских учеников появилась возможность стать еще более продвинутыми и конкурентными, а у столичных учителей — надежный помощник в виде образовательного портала», — было опубликовано обращение на официальной странице Сергея Собянина. По мнению мэра города, интерактивный доступный с помощью интернет-ресурсов контент (современное программное обеспечение для учителей, учеников и их родителей) позволит достичь новых успехов в обучении. Образовательный процесс становится непрерывным — родители всегда могут позаниматься с детьми дома при помощи интерактивного контента, опубликованного в «Электронной школе».

Ожидается, что в бюджете Москвы на 2018 год заложено 293 миллиарда рублей. Дополнительные финансы, помимо прочего, необходимы для мотивирования педагогов к использованию новой электронной платформы. Учителям предложат создавать интерактивные сценарии уроков регулярно — за это им предоставят грантовую поддержку. Мэр Москвы заявил, что за активное участие в проекте «Электронная школа» педагоги будут получать дополнительные средства к заработной плате — напомним, в 2018 года доход преподавателя на полной ставке должен стать не меньше средней зарплаты по региону.