Открытие участка Большого кольца в столичном метро: чем озабочены пассажиры

Новые станции всем хороши, кроме навигации

26.02.2018 в 17:47, просмотров: 18143

В Москве открылся первый участок Большой кольцевой линии. 26 февраля было запущено движение от станции «Деловой центр» до станции «Петровский парк». Новая линия уже сейчас связала четыре ветки: зеленую, фиолетовую, желтую и голубую, значительно облегчив жизнь пассажирам. Но, увы, навигация на всех станциях пока оставляет желать лучшего.

Открытие участка Большого кольца в столичном метро: чем озабочены пассажиры
фото: Наталья Мущинкина

Не все пока могут осознать, что пять открывшихся станций — «Деловой центр», «Шелепиха», «Хорошевская», «ЦСКА» и «Петровский парк» — часть новой Большой кольцевой линии. Ее строительство закончится только к 2020–2021 годам, но стиль будущей ветки можно оценить уже сейчас. Единая отделка — много стекла и блестящего металла, много света и блеска — создает ощущение большого воздушного легкого пространства. При этом детали оформления везде свои: в основном она касаются, правда, цвета станций. «ЦСКА», кажется, была любимицей у создателей: зал станции украшают четыре статуи спортсменов — лыжника, баскетболиста, хоккеиста и футболиста. Тоже, надо сказать, не лишенные изящества. Однако в угоду стилю и красоте авторы явно пренебрегли навигацией.

Начнем с того, что это, пожалуй, первый участок подземки, в котором параллельно идут две ветки. Да, маршрут от «Шелепихи» до «Петровского парка» совпадает и для новой ветки бирюзового цвета, и для желтой ветки. Вследствие этого на картах метрополитена появилась странная двухцветная линия.

Некоторое время назад в метро стали обновлять навесные таблички со списками станций — их видно сразу после схода с эскалатора. Вместо полного списка всех пунктов остановок начали писать только конечные точки маршрута. На новой ветке решили совместить приятное с полезным. Взять, к примеру, станцию «Хорошевская». На табло в одну сторону крупным выделены «Раменки» и «Деловой центр», в другую — «Петровский парк». Под ними снизу, шрифтом поменьше, перечислили промежуточные остановки. Но сделали это так неудобно (в столбик), что порядок станций перестает быть очевидным и превращается в кучу-малу. А конечные остановки у нас и многие старожилы не знают (метро растет как на дрожжах), что уже говорить о приезжих, тем более — пассажирах новой ветки. Зато шрифт современный.

Следующая ошибка — расположение этих самых табличек. Раньше, обновляя старые понятные указатели, метрополитеновцы все-таки приклеивали на столбы привычный список станций. Да, белые наклейки на мраморе смотрятся колхозно. Зато понятно! С новой веткой решили не церемониться. На той же «Хорошевской» навигация висит исключительно в начале и в конце зала. Типа, прошел мимо, не обратил внимания? Не понимаешь, в какую сторону едет прибывший поезд? Сбегай к началу платформы, движение — это жизнь! К слову, на той же «Шелепихе» с одного края платформы (поезда в сторону «Петровского парка») указателей нет вообще. Зато по направлению в другую сторону разместили табло: поезда могут идти как до «Раменок», так и до «Делового центра», надписи на экране меняются.

Теперь западный участок желтой ветки не будет заканчиваться станцией «Деловой центр». От «Раменок» можно будет доехать аж до «Петровского парка». Следующей станцией после «Парка Победы» будет «Шелепиха». А вот станция «Деловой центр» Солнцевской линии законсервирована. На сколько — пока неизвестно.

На «ЦСКА» на столбах на платформе все-таки повесили указатели со списком станции. Аккуратные, стильные таблички, которые ничьих урбанистических чувств не оскорбляют. Почему нельзя так же сделать на остальных?

Кстати, о «Деловом центре». По моему личному ощущению, это филиал навигационного ада на земле. Станция «Международная», «Выставочная», «Деловой центр» МЦК, торговый центр и сами башни... Теперь еще и «Деловой центр» кольцевой ветки. Когда там открывали «Деловой центр», тот, который Московского центрального кольца, то назвали его изначально «Сити». И часть навигации была для «Сити». А другой части не было вообще. Ну, то есть переход на платформу «Тестовская» в природе существует, но перейти возможности нет — ни одной стрелочки! Потом ситуацию исправили. Неужели нельзя было научиться на собственных ошибках?

Поднимаешься на эскалаторе с «Делового центра» БКЛ. Все чинно, понятно написано на табло — прямо Москва-Сити, налево торговый центр. Выходишь за турникеты — и все, ни одного указателя. Народ озадаченно мучает сотрудницу метро у входа.

Еще печальнее ситуация, если идти в обратном направлении, из торгового центра в метро. Проходишь, значит, турникеты. А впереди — спуск на платформу и проход прямо, по балкончику. Вот и стоишь, как рогатое животное перед новыми воротами: какой путь ведет к «Деловому центру», а какой — на «Выставочную»?

Транспортные узлы на картах Москвы затягиваются все туже — в одном месте могут пересекаться уже две линии метро, МЦК и какой-нибудь автобусный маршрут, а потому интуитивно понятная навигация — вопрос не просто красоты, но уже времени. Новая политика подземной навигации — политика выращивания умных пассажиров. Не тех, кто бездумно бежит по переходу, по ходу ориентируясь в пространстве. А тех, кто заранее продумывает свой маршрут. Кто может постоять перед указателем, подумать, держа в голове карту метро. Сейчас на новой ветке мало пассажиров, но со временем поток увеличится в разы. И вид озадаченно слоняющихся по станции людей уже не будет забавным.

Получайте короткую вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram.