Ключевая фигура инклюзии – учитель

06.03.2018 в 19:23, просмотров: 1392

Роль главного участника инклюзивного образования принадлежит учителю. Именно он может выявить скрытые ресурсы ребенка с особенностями, найти к нему индивидуальный подход.

Ключевая фигура инклюзии – учитель
фото: pixabay.com

В персональном подходе нуждаются все дети: кому-то мешает учиться проблемное поведение, кто-то из неблагополучной семьи, а кто-то, наоборот, с высокой мотивацией к получению знаний. И для каждого нужен свой подход, своя программа обучения, да и стиль общения с каждым ребенком должен быть индивидуальным.

Профессия учителя изначально предполагает принятие любого ребенка и понимание того, какие условия следует создать для его развития и обучения. Учет индивидуальных особенностей ребенка — это та база, на которой строится деятельность педагога любого уровня образования. С каждым годом все больше школ на практике реализуют инклюзивное образование, но не у всех учителей есть такой опыт, отсюда вполне объяснимые затруднения в работе. По мнению эксперта  Ассоциации  инклюзивных школ Адели Вильшанской, больше всего возникает вопросов об особенностях работы с детьми с задержкой психического развития. Принято считать, что такие дети могут самостоятельно «дорасти до нормы». Однако именно они очень часто требуют пристального внимания со стороны педагогов. Надо дифференцированно выстраивать работу на уроке, чтобы сильные ученики не скучали, а слабые продвигались в своем развитии. Ни в коем случае нельзя акцентировать свое внимание на одной группе детей, а обязательно отмечать достижения каждого, даже если они, на первый взгляд, незначительные.

В московских школах уже накоплен определённый практический опыт по организации инклюзивного образования, которым педагоги и директора делятся с коллегами.

В школе № 1566 у родителей детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) есть выбор, право на который сохраняется на протяжении всего обучения: ребенок с ОВЗ может обучаться в обычном классе или в классе с малой наполняемостью, в котором только дети с ОВЗ. И в том, и в другом случае специальные условия создаются в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). С ребенком занимаются специалисты школы – педагоги-психологи, учителя-логопеды, учителя-дефектологи, реализуется адаптированная образовательная программа.

«То, что возможность выбора чрезвычайно важна, мы видим в реальности. Случаи перевода детей из обычного класса в класс с малой наполняемостью для детей с ОВЗ и наоборот происходят ежегодно, иногда даже в течение учебного года. Безусловно, в классе с малой наполняемостью для детей  с ОВЗ  создана особая среда, предполагающая в течение учебного дня дневной сон (в первом  классе), отдых, игру. Коррекционная помощь в таком классе также организована специальным образом. Например, урок русского языка проводят одновременно учитель и учитель-логопед. Помимо учителя, в классе работают воспитатели, тьюторы. Считаю, что школе необходимо определять образовательную траекторию каждого ребенка с ОВЗ совместно с родителями. Для этого необходимо доверие. Родители должны прислушаться к профессиональному мнению педагогов и специалистов, а педагоги – к тому, что ощущают родители, бесконечно беспокоясь о благополучии своего ребенка», - рассказывает директор школы № 1566 Татьяна Смирнова.

Инклюзивное образование нуждается в грамотной организации и правильном проектировании, которые зависят от всего педагогического коллектива, от каждого учителя, который работает с детьми. Чем раньше для ребенка, нуждающегося в психолого-педагогической поддержке, будет спланирован  его образовательный маршрут, тем легче будет проходить период адаптации, выстраивание межличностных отношений в детском коллективе.

«Каждая образовательная организация имеет возможность выбрать собственную логистику, потому что стандартов здесь не существует. Школа обязана соблюдать вариант адаптированной основной общеобразовательной программы, который рекомендован данному ребенку ПМПК, но определить, какие занятия «особый» ученик будет посещать вместе с нормативно развивающимися сверстниками, а какие - индивидуально или в малой группе, - это в силах специалистов психолого-педагогической службы школы. Сегодня в московской системе образования есть достаточно примеров, которые наглядно показывают, что при условии правильного подхода дети с особыми образовательными потребностями способны успешно обучаться», - отмечает директор школы № 830 Марина Климова.