В «Матросской Тишине» снова начали делать хирургические операции арестантам

Накануне Дня тюремного медика правозащитники побывали в местной больнице и пообщались с врачами и пациентами

В 2011 году приказом ФСИН России 14 апреля было объявлено профессиональным праздником медицинских работников пенитенциарных учреждений, всех тюремных и «колонийских» врачей. Этот день выбран не произвольно: 2 апреля 1829 года (14-го по новому стилю) член Московского попечительного о тюрьмах комитета главный врач московских тюрем Ф.П.Гааз обратился к учредителю комитета князю Д.В.Голицыну с просьбой уполномочить его освидетельствовать состояние здоровья всех находящихся в Москве арестантов. По решению князя Ф.П.Гаазу данное право было предоставлено. И это стало одним из первых шагов на пути создания медицинской службы в учреждениях, исполняющих наказание. О том, как сейчас лечат и оперируют в тюремных стенах, — в материале «МК».

Накануне Дня тюремного медика правозащитники побывали в местной больнице и пообщались с врачами и пациентами

Больница СИЗО «Матросская Тишина» принимает больных, нуждающихся в стационарном лечении, из всех следственных изоляторов Москвы, и многих — из регионов. Инфекционное, туберкулезное, хирургическое, терапевтическое отделения.

Еще не так давно мы ходили по приемному отделению с легкой печалью: на запертых дверях висят таблички «врач-офтальмолог», «врач-отоларинголог», еще таблички, таблички… Простаивали впустую сверкающие новизной приборы, а больные в камерах напрасно ждали помощи: врачей-специалистов просто не было. Не было желающих работать за никчемную зарплату: подвижниками быть непросто, надо на что-то и жить.

На условиях анонимности с мольбой обращались к нам редкие оставшиеся медики, верные клятве врача России и данной присяге, — только на ухо, только шепотом: «Послушайте… сделайте что-нибудь! Это приемное отделение — сплошная показуха! Когда приезжают комиссии — всех кого не лень собирают там, одевают в белые халаты… Но комиссии уезжают, а у нас некому принимать и лечить больных! А кто-то должен заботиться о них… Им же нужна помощь, им же больно! Но здесь… никого на самом деле нет. Все давно поувольнялись, найдя себе применение в гражданском здравоохранении».

Их можно понять. Пациенты из числа отбывающих наказание — не самые приятные люди на свете. И болезни их запущены, и манеры оставляют желать лучшего.

Несколько месяцев назад ситуация переломилась. Вольнонаемным врачам при активном лоббировании ФСИН России были выплачены достойные средства к существованию. Врачи начали возвращаться. Новый руководитель больницы, главный врач Динар Гайсин взял курс: оперировать! Это особенно важно, так как вывоз в гражданские больницы крайне затруднен: каждого остро заболевшего арестанта должны сопровождать четыре сотрудника конвоя, а это люди, работающие «на земле», — режимники, оперативные сотрудники, воспитатели, которых при имеющемся дефиците кадров некем заменить. Один вывоз в городскую больницу — и арестанты не пойдут сегодня в спортзал. Второй — еще четыре человека — и они не пойдут на прогулку. Третий – и почти полностью парализуется работа учреждения.

Казалось, нет выхода и нет спасения. Но команда сумела, что называется, собраться. И 9 апреля доктора в больнице «Матроски» удалили больному воспалившийся аппендикс. Этот пациент лежит в палате интенсивной терапии. С его полного согласия доктор Геннадий Георгиевич Смирнов, оперировавший при помощи ассистента — начальницы медчасти СИЗО-1 Елены Коростелевой и анестезиолога Олега Сиденко, приподнимает простыню и с гордостью демонстрирует аккуратный шов. А затем — и аппендикс, помещенный в баночку. Мы смеемся: «Больной, вам к личным вещам положить? Потом заберете с собой, на память…»

Больной очень колоритен. Молодой мужчина. На его ключицах — восьмиконечные воровские звезды, на груди — татуировка: «Прости, Господь, за слезы матери».

— Там дело какое — поели мы в камере ночью картошечки с маслом сливочным, — объясняет пациент. — Сначала было нормально. Потом я тяжесть такую почувствовал… А потом терпеть уж мочи не стало — так больно. Вызвали врачей — они быстро среагировали. Днем меня перевели сюда, в больницу, полностью взяли анализы, подготовили на операцию…

— Мы посовещались, приняли решение оперировать самостоятельно, — продолжает уже доктор Смирнов. — Флегмонозный аппендицит и местный перитонит вокруг воспалившегося органа. Знаете, до этого перерыва здесь, в нашей больнице, сложные операции делали, случалось, и доли легкого, если надо, удаляли. Так что, вы увидите, все только начинается!

Если честно, опасались мы психологического барьера. Долгие годы не оперировать, ждать вывозов в гражданские больницы, писать бесконечные запросы и рапорты — и вдруг взять в руки скальпель!..

— Больной, вам здесь всего хватает? Все необходимые вещи при себе? Может, принести книгу почитать? — спрашиваем мы.

— Я окончил четыре класса. Читать не очень научился, к сожалению. Если можно, так просто полежу. Спасибо нашим докторам! А то с жизнью с перепугу попрощался… А они так все на должном уровне мне сделали.

…Мы отправляемся дальше. Пожилой доктор катит нам навстречу кресло-каталку с неходячим больным.

— Везу в приемное отделение, к офтальмологу. Теперь у нас есть и такой врач, — поясняет медик на наш вопрос. — Вот только приехал бы лифт… Большой грузовой лифт для перевозки неходячих больных недавно вообще никуда не ездил. Его приберегали для высоких делегаций — и то он умудрялся застрять в торжественный момент.

Мы с некоторой тревогой ожидаем лифта: неужели больного по лестнице придется, как обычно, нести нам или осужденным из отряда хозяйственного обслуживания? Но лифт после 15-минутной паузы внезапно со скрежетом прибывает, и доктор приглашает нас в распахнутые двери кабины вместе с полупарализованным больным. Ему 62 года, арестован за кражу: украл в магазине рюкзак, там оказался ноутбук. Борется за него только внучка…

Выйдя из лифта, мы отправляемся в палаты — к тем больным, которым несколько дней назад прооперировали паховые грыжи. Сколько таких больных ждут своей очереди в СИЗО Москвы! Эти оказались первыми.

— А вот тут — грыжи наши! Цветут и пахнут! Играют, между прочим, в нарды со второго после операции дня! — говорит сопровождающий нас доктор.

Больные заключенные встречают нас буднично и по-деловому: давно знакомы.

— А, начальники по правам человека… Чего вам? Жалоб вам? А сейчас и нажалуемся, что уж там. Вам про что? Про питание, про библиотеку, про прогулки? Простыни нет, и ложку не выдали!

Огорошиваем сообщением о том, что сегодня, накануне медицинского праздника, жалобы внезапно не собираем. Хотим собрать благодарности. Неожиданная тема не смущает арестантов. Они говорят наперебой:

— Врачу Рамилю от меня, Шамиля, благодарность передайте! Мне не было страшно, мне не было больно! Вот он молодец, красавчик!

— Анестезиологу благодарность… можно? Он говорил все со мной, чтоб мне страшно не было. И так все прошло хорошо!

— А можно стоматологу благодарность? От Джалаева, вы скажите. У меня челюсть сломана была, он все поправил, теперь приходит, смотрит, как я тут… Просто по-человечески спасибо ему! Мы люди тут для них…

— А вам можно благодарность? Это ж вы нас нашли. Нас же никто не слышал, с грыжами этими, пока вы не пришли. Мы заявления писали-писали — никто внимания не обращал. А потом — пришли вы…

Нет, нам нельзя. Сегодня — врачам. А мы — лишь знакомые врачей — как говорим мы всегда, самых лучших наших врачей, которые, «светя другим, сгорают сами» на непростой своей работе. Кто видит в людях — людей. Кто предан долгу и клятве врача. Кто не отступает в борьбе перед трудностями, кто в битве со смертью в пути. Как же ценят их! Какие теплые слова им адресуют! И сколько же еще нужно, чтобы пациентам в этой больнице стало лучше!..

СПРАВКА «МК»

Во всей России сейчас несут непростую службу тюремного медика 17 957 человек, среди них — врачи и провизоры, фельдшеры и медицинские сестры, вольнонаемные и в погонах. И 83 из них работают на сегодняшний день в филиале «Больница» ФКУЗ МСЧ-77 ФСИН России, располагающемся на территории следственного изолятора № 1 Москвы — «Матросской Тишины». В данный момент в больнице проходят лечение 175 человек.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру