Движение вверх

В столице решили транспортную проблему

Транспортная проблема — главная в городе. И не только в нашем: в любом с населением больше миллиона человек. Автомобилисты, мотоциклисты, велосипедисты да и, черт побери, пешеходы…

В Москве ее решили. Выделенные полосы, платные парковки, спокойно шествующие через «зебру» люди — после политических решений властей проблемы не осталось. Никому не хочется нарушать правила. Да и на самом деле ни к чему: ведь 3–4 секунды ожидания на пешеходном переходе не станут решающими в прибытии к месту назначения.

Буквально 7–8 лет назад я пыталась сказать друзьям, что поеду на работу на велосипеде. «Ну и ну! — ответили друзья. — Вообще-то тебе придется ехать по автомобильным полосам, а это опасно».

Да, это было опасно 7–8 лет назад. Но сейчас я спокойно еду по велосипедным дорожкам.

В столице решили транспортную проблему
Фото: агн «москва»

Турникеты в наземном транспорте возмутили многих горожан. «Почему мы, законопослушные граждане, должны ждать очереди в первую дверь?» — говорили москвичи. И правда — почему? Ведь по статистике количество «зайцев» не превышает трети. Если бы можно было как-то характеризовать это явление, то мы бы характеризовали его как «большое неприятие последних лет».

И, значит, очень странно, что законопослушные пассажиры общественного транспорта должны терпеть пробег под турникетом «зайцев». Да пусть пробегают. Видеокамеры засекают нарушителей: один раз — повезло, второй раз — повезло, ну а в третий — заплатите административный штраф.

Немаловажная заслуга Сергея Собянина — решение об отмене турникетов на маршрутах наземного городского пассажирского транспорта. 16 июня все двери распахнулись для всех пассажиров трамваев, а до сентября процесс закончится и в автобусах–троллейбусах. Законопослушные москвичи давно перестали быть «зайцами» — и горадминистрация пошла навстречу многочисленным просьбам москвичей.

Собянин дал поручение отменить турникеты в наземном транспорте с сентября 2018 года. Цитируем: «19 июня 2018 года Президиум Правительства Москвы принял решение об отмене турникетов на маршрутах наземного городского пассажирского транспорта города Москвы. Решение вступит в силу не позднее 1 сентября 2018 года».

Кстати, эксперимент начался в 10-м округе Москвы — Зеленограде, где и были установлены первые турникеты в столичном общественном транспорте. Но эксперимент, увы, не оправдал ожиданий.

— Турникеты стали эффективным средством борьбы с безбилетным проездом, однако существенно снизили скорость движения общественного транспорта и комфорт пассажиров, — говорит специалист. — К началу 2018 года недостатки системы турникетов стали серьезно перевешивать ее преимущества.

А тем более важно, что в рамках обновления подвижного состава было увеличено количество автобусов особо большой вместимости (с «гармошкой») и начаты закупки трехсекционных трамваев нового поколения «Витязь-М». Использование турникетов на этих видах транспорта особенно неудобно, так как критически увеличивает время посадки пассажиров. Затруднения при посадке существенно снижают эффективность функционирования выделенных полос для общественного транспорта.

После нескольких экспериментов — в начале 2018 года — правительство Москвы отменило турникеты на 80 наиболее востребованных автобусных маршрутах ГУП «Мосгортранс» и в трамваях «Витязь-М». С 16 июня на работу без турникетов перешли все городские трамваи.  

Как показала практика, отмена турникетов позволяет пассажирам сократить время в пути в среднем на 5–15 минут. «В то же время на первых порах увеличивается число безбилетников. Однако это не критично благодаря работе службы контроля и самое главное — благодаря пассажирам, которые стали более ответственными при оплате проезда. Для удобства оплаты проезда одновременно с отменой турникетов все двери автобусов и троллейбусов ГУП «Мосгортранс» будут оборудованы валидаторами», — говорят контролеры. Они не сомневаются: москвичи, как и в прежние годы, до введения насильственного прохода только через первую дверь, станут оплачивать проезд. Как и делали это всегда — во всяком случае, во времена Советского Союза, когда билет можно было получить, опустив монетку в приемник.

Жители Западной Европы, привыкшие к комфорту и удобствам, в восторге: «Поезда метро, остановки с Wi-Fi и устройствами для подзарядки гаджетов — фантастика!» Реализовать подобный проект на деле очень сложно. Нужно взаимодействие с коммерческими фирмами, государством и, конечно, интерес пассажиров. Москве удалось стать первой столицей, в которой пассажиры общественного транспорта с легкостью (и главное — бесплатно — пользуются Интернетом).

Фото: агн «москва»

...Мне довелось проехать в метро с болельщиком сборной Германии. Нет, хорошо, конечно, когда ты понимаешь, что твоя команда наверняка выиграет. И мой собеседник это понимал — во всяком случае, был уверен. Хотя о чем я? Ничего не известно — все же у нас серьезный чемпионат мира.

Но в чем я уверена — так в том, что транспортная система столицы стала гораздо разветвленнее и совершеннее, чем была до 2011 года. Вот вам примеры.

В 2016 году в городе Москве завершен масштабный инвестиционный проект по реконструкции и развитию, организации пассажирского железнодорожного движения на Московском центральном кольце. Торжественное открытие «колечка» с участием Путина состоялось 10 сентября 2016 года.

Еще несколько лет назад вся прогрессивная общественность не верила, что 54-километровая дорога, с 1908 года действующая как товарный путь, может стать еще одним столичным кольцом метро (правда, наземным, но от этого не менее значительным). Сформирован 31 полноценный транспортно-пересадочный узел, обеспечивающий пересадку пассажиров на наземный городской пассажирский транспорт, а также на линии метрополитена и на радиальные направления железной дороги (Казанское, Ярославское, Октябрьское, Смоленское и Савеловское).

Не лишним будет добавить, что сразу семь станций столичного метрополитена откроют к сентябрю 2018 года. Такое количество станций не запускали одновременно в последние 20 лет.

— Участок Калининско-Солнцевской линии от станции «Раменки» до «Рассказовки» запустят в конце августа — начале сентября текущего года, — говорит заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин.

Две станции — «Мичуринский проспект» и «Рассказовка» — переданы в эксплуатацию метрополитена. Службы подземки приступают к инженерным испытаниям и обустройству станций. Для метрополитена объем работ колоссальный, ведь такое огромное пространство необходимо оборудовать и «обкатать».

Новый участок Калининско-Солнцевской линии длиной в 14 километров включает в себя станции «Мичуринский проспект», «Очаково», «Говорово», «Солнцево», «Боровское шоссе», «Новопеределкино» и «Рассказовка».

Со дня на день завершаются работы по благоустройству Щелковского шоссе от МКАДа до Садового кольца. Благоустраиваются территории вокруг трассы, включая въезды во дворы тех домов, которые находятся на первой линии вдоль магистрали.

Но что там Щелковское шоссе — трасса безусловно важная, но, в общем, одна из. За 7 лет, с 2011-го по 2018-й годы, протяженность московских дорог выросла на 16%. В этот период было построено 700 км новых дорог (для сравнения: в 2006–2010 годах было построено 168 км новых дорог).

Стало меньше глухих заторов, свидетельствуют специалисты. В 2017 году средняя скорость на дорогах Москвы выросла на 16% по сравнению с 2010-м (с 45 до 52 км/ч). По результатам исследования компании TomTom (Нидерланды) Москва по показателю загруженности дорог с малопочетного 1-го места в рейтинге (которое она занимала в 2012–2013 годах) уже по итогам 2014 года ушла на 4-ю позицию (после Стамбула, Мехико и Рио-де-Жанейро). А далее — только улучшила свои показатели, переместившись на 13-ю строчку в рейтинге.

В 2011–2018 годах построено 208 искусственных транспортных сооружений (эстакады, тоннели и мосты) и 204 пешеходных перехода. Опять же для сравнения: в 2006–2010 годах построено 48 искусственных транспортных сооружений (эстакад, тоннелей и мостов) и 39 внеуличных пешеходных переходов.

В создание централизованной системы велосипедного движения долго никто не верил. До 2010 года главным возражением чиновником было следующее: «У нас зима длится 6 месяцев, никто в мороз на открытом всем ветрам транспорте не поедет».

Увещевания активистов, которые пытались доказать, что велосипедисты ездят если и не в лютый мороз, но, во всяком случае, в остальные 9 месяцев, на противников двухколесного транспорта влияния не имели. Над велосипедистами смеялись все: простые горожане, специалисты и, стыдно сказать, представители горадминистрации, от которых, собственно, и зависело принятие решения о движении по обособленным полосам. Только с приходом нового мэра власти потихоньку начали подумывать: если европейцы признали этот вид транспорта, может, и нам стоит подумать? Процесс шел нудно, медленно, поскольку зашоренность, а скорее — привычка к проезду на автомобилях или в теплом метро — мешала принять данность. Да, передвижение на машинах комфортно, но велосипед — отдельный вид транспорта, который дает не меньшее удовольствие его «водителю».

Городской велопрокат стартовал в 2013 году с 79 станциями и 550 велосипедами. В 2015 году в системе городского велопроката работает 300 станций на 2500 велосипедов.

Виноват ли в этом Сергей Собянин? Еще как!

Немного актуальной статистики. В 2017 году московский велопрокат по количеству велосипедов является одной из крупнейших в мире систем. География размещения станций вышла за пределы Третьего транспортного кольца, была расширена на северо-запад и юго-запад Москвы, охватывает 7 округов: Северо-Восточный, Восточный, Западный, Юго-Западный, Южный и Центральный округа и насчитывает 380 станций.

В 2018 году количество станций увеличено до 430, и расширена география размещения: пункты велопроката появились в Таганском и Басманном районах города Москвы.

Но, пожалуй, важнейшей частью реформы общественного транспорта стала система льгот на проезд. Она касается многих горожан, и для каждой категории подобраны оптимальные условия. Специальной картой имеют право пользоваться школьники и студенты. Право на бесплатный проезд есть у пенсионеров, ветеранов боевых действий, инвалидов и еще многих других групп населения. Студенты и школьники по карте ездят с 50%-ной скидкой в московском общественном транспорте и на пригородных электричках (с 1 сентября по 15 июня). Получить социальную карту москвича просто: надо подать заявку в любой центр госуслуг «Мои документы». Сделают карту за несколько недель.

Ветеранам и москвичам с инвалидностью сложно ездить на метро или на автобусах. Они могут воспользоваться услугами социального такси с льготными тарифами. Речь идет об инвалидах I группы, детях-инвалидах, ветеранах Великой Отечественной войны и других (полный список есть на сайте mos.ru). Пассажира может сопровождать один человек. Перед тем как вызвать такси, нужно зарегистрироваться во Всероссийском обществе инвалидов. Ездить на такси можно на работу, на дачу, в больницу, поликлинику, в аэропорты, на вокзалы и в санатории, которые находятся не больше 250 км от Москвы. Такси работает каждый день, подавать заявку на поездку нужно не позднее чем за 24 часа до нее.

Не забыт и личный автотранспорт. Право на льготную парковку имеют и определенные группы автомобилистов — инвалиды, члены многодетных семей, участники Великой Отечественной войны и другие. Инвалиды I и II групп могут бесплатно парковаться на местах, обозначенных специальным знаком. Многодетные семьи также имеют право получить одно парковочное разрешение и оставлять машину бесплатно ежедневно в пределах всей зоны платных парковок. Участники ВОВ и другие льготники, которые живут в зоне платной парковки, могут получить резидентное разрешение (одно на квартиру).

Сюжет:

Платные парковки

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру