Удивительный подводный мир Москвы: что находят водолазы на дне столицы

Документы, "Москвич" и "Жигули"

Что только не вылавливали из Москвы-реки: и автоматы, и телефоны... Подводную жизнь столицы изучают водолазы: им выпадает быть санитарами реки, убирать мусор и приводить дно в порядок. В том числе каждый год на самых сложных участках им приходится практически вручную откачивать грунт — чтобы река не вышла из берегов. Корреспондент «МК» побывал на одном из гидроузлов города и узнал, что выловили из столичных рек в этом году и почему работа водолаза так опасна.

Документы, "Москвич" и "Жигули"
Водолаз Владимир Вихров готовится к погружению.

Сыромятнический, или Яузский, гидроузел находится в живописном месте — недалеко от Курского вокзала на островке посреди реки. Там же стоит станция — с конца мая водолазы проводят плановые работы. На этом участке реки сильное течение — грунт смывается с берегов. Осенью, когда уровень воды падает, можно видеть даже небольшой остров земли высотой около двух метров от дна. Чтобы такого не было, во время судоходного сезона водолазы убирают грунт со дна, буквально всасывают его специальным инструментом — эжектором, напоминающим по действию пылесос.

…Водолаз Владимир Вихров, старшина водолазной станции, готовится к погружению. Два его товарища по бригаде — страхующий и обеспечивающий — помогают ему надеть рубаху (так называет водолазный костюм), прикрепить на ноги грузики (чтоб не всплыл) и закинуть на спину 16‑килограммовый баллон с воздухом. Все обмундирование водолаза весит килограммов 20–30 — долго на жаре не проторчишь. После последних приготовлений Владимир спускается по лесенке в мутную, коричневую воду Яузы... На поверхности появляются пузырьки воздуха.

— Связь с водолазом должна быть обязательно, — рассказывает страхующий коллегу-водолаза. Третий в команде караулит у сигнального конца веревки, чтобы чувствовать движения водолаза, но не мешать ему работать.

Работать при такой температуре и на такой глубине — около двух метров — водолаз может около получаса. Сначала он должен исследовать дно, убрать ветки, чтобы их не засосало в «пылесос». Потом ему подают сам эжектор, включают давление, и в подогнанную к станции баржу начинает поступать грунт — грязь грязно-серого цвета.

— Стоп вода! — командуют с земли, и шланг-пылесос перестает жужжать.

Поработав сколько надо (вообще, водолаз с баллоном за спиной может проводить под водой до полутора часов), Владимир всплывает.

— Видимость нулевая, — говорит мужчина, сняв маску. — Поначалу еще что-то видно, а у дна — уже нет. Приходится работать на ощупь.

Так бригада Владимира будет очищать верхний подводной канал Яузы, пока на дне не останется сантиметров 30–40 земли. Иначе, если не убирать грунт совсем, река может со временем выйти из берегов.

— Работа эта тяжелая и опасная, — рассказывает руководитель водолазных работ, водолазный специалист управления ГУП «Мосводосток» Владимир Кузнецов. — Тут в Яузе водится рыба, ловят ее часто, причем самые ленивые — не удочкой, а сетями. Так вот водолаз может в этих сетях запросто запутаться — у него на такой случай с собой нож. Сети на поверхность не поднимаем, вы что, они до ста метров могут быть длиной.

Вообще, реки Москвы хранят много всяких сюрпризов. Этим летом, например, на Кольском пруду в районе Медведково достали два советских автомобиля — «Москвич» и «Жигули». Раз в год в реке находят затопленные корабли — «Метеоры», буксиры, дебаркадеры.

— Много документов под водой — сумку крадут, деньги вынимают, а сами вещи в реку, — рассказывает Владимир Вихров. — Естественно, опознать их уже нельзя. В этом году нашли еще кейс с пустой кобурой от пистолета в районе завода «Красный богатырь».

Грунт очищают не по всей акватории Москвы-реки, а только на самых сложных участках, где он намывается, — на реках Котловке, Нищенке, в коллекторах.

— Самым сложным участком в этом году была река Нищенка, — делится Кузнецов. — Там рядом завод, был разлив нефти, вода вообще порыжела. Плюс на дне было много металлоконструкций, уголков каких-то проржавевших еще с советских времен. Поднимали еще бочки, мусор, запчасти от автомобилей.

Кузнецов рассказал: проливные столичные дожди только ухудшают водолазам жизнь: все стоки стекают в Москву-реку, течение увеличивается. Но подтоплений в этом году еще не было — в том числе благодаря водолазам.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27754 от 11 августа 2018

Заголовок в газете: Почем грунт лиха

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру