Памятник Минину и Пожарскому уберут с Красной площади

Он нуждается в срочной реставрации

Памятник Минину и Пожарскому в скором времени впервые покинет Красную площадь. Один из старейших монументов Москвы ждет масштабная реставрация, предварительная стоимость которой составляет 46 миллионов рублей. По мнению экспертов Государственного исторического музея, сейчас скульптурная композиция и постамент под ней находятся в плачевном состоянии и требуют срочной о реконструкции.

Он нуждается в срочной реставрации

Как рассказали «МК» в управлении общественных связей Государственного Исторического музея, пока федеральные власти не выделили достаточное количество средств на восстановление символа столицы. Поэтому деньги планируется получить с помощью пожертвований.

- В начале XIX века памятник национальным героям России создавался на народные пожертвования, и работа над ним продолжалась даже во время Отечественной войны, - говорит начальник управления Мария Лемигова. - Поэтому в этот раз мы тоже надеемся на сознательных граждан. Сумма не маленькая, и мы верим, что помогут и социально-ответственные организации, и Министерство культуры. Первый проект реставрации был разработан еще в 2009-2010 годах по заказу Комитета по культурному наследию города Москвы. Но лишь получив памятник в оперативное управление в 2016 году, мы смогли подробно исследовать его.

Планируемые работы займут около года. Скульптурную группу демонтируют с Красной площади и перевезут в мастерскую, для того, чтобы можно было работать в

любых погодных условиях. Комплексная реставрация памятника, которую предполагают сделать в музее, - это очистка полостей от стержневой массы и удаление прокорродировавших железных элементов внутреннего каркаса, расчистка поверхности с сохранением естественных патин, заделка дефектов на поверхностях, патинирование, усиление дренирования полостей фигур.

В летний период, после демонтажа скульптурной группы, будут проведены работы по комплексной реставрации постамента. Замена подкладок под плинт в виде железных брусьев, усиление, гидроизоляция, дренирование фундаментов постамента, реставрация гранита, отмостки и бордюра, реставрация и крепление барельефов, восстановление позолоты букв, подсветка и озеленение.

- Некоторое время назад вокруг постамента разбили клумбу, - продолжает Лемигова. - Но красота цветов сыграла злую шутку со скульптурой — ее основание начало более активно разрушаться из-за подтапливания грунта. Стоит отметить и то, что с момента своей презентации еще в 1818 году памятник ни разу не реставрировали. Ежегодно в День народного единства москвичи несут к «Минину и Пожарскому» цветы, поэтому, чтобы не лишать горожан праздника, мы планируем перевезти скульптуру после него и вернуть на место до 4 ноября следующего года.

Несмотря на то, что в Государственному музее уже определились с работами по спасению народных героев, некоторые реставраторы не уверены в том, что скульптурную композицию стоит сдвигать с ее исторического места так поспешно.

- Проект реставрации сейчас находится в разработке, - объясняет заместитель председателя Росрегионреставрации Юлия Логинова. - Самые серьезные исследовательские работы только должны начаться, лишь после обследования памятника можно будет принимать решение будет он перемещаться или не будет. Каждый бронзовый памятник, находящийся на открытом воздухе, имеет свою историю, специфику и проблемы, которые зависят от места положения и сплава, из которого они были отлиты.

- А некоторые представители художественного сообщества и вовсе выступили с критикой в сторону казалось бы светлого начинания сотрудников музея.

- Разговоры об этом начались еще лет 7 -8 назад, - говорит скульптор, народный художник РФ Александр Рукавишников. - Я осматривал памятник своими глазами и могу заключить, что он не нуждается в реставрации! Там лишь один камень гранитный у постамента отходит, его можно аккуратно поставить на место. В принципе, можно и каркас ввести не двигая с места, так как есть трещина в лодыжке стоящей фигуры. 

Полно примеров в мире, когда после реставраций предмет искусства становился хуже: «Рабочий и Колхозница», «Сикстинская капелла». Этого нельзя допускать. Неважно, что скульптура простояла под открытым небом две сотни лет, греческие статуи находятся под влиянием атмосферных осадков гораздо больше, но совершенно не портятся от этого. Наоборот, чем дольше бронза находится в ужасных условиях, тем красивее она становится.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27770 от 30 августа 2018

Заголовок в газете: Хороший Минин при плохом постаменте

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру