Безобразная навигация московского метро: пассажирам нужна не креативность, а ясность

Москвичи высказали недовольство новой системой указателей в лицо руководству подземки

Навигация внезапно стала больным местом московского метро. Вот еще недавно, заходя на станцию, мы уверенно следовали по нужному маршруту благодаря указателям и табличкам. Однако транспортники приняли решение не просто обновить цвета и форму стрелочек, но полностью изменить концепцию навигации. Даже постоянные пассажиры подземки перестали понимать, в какую сторону им нужно ехать и по какому эскалатору идти на пересадку. Начальство метрополитена задумалось: может, и вправду не все в порядке в нашем подземном королевстве?

Москвичи высказали недовольство новой системой указателей в лицо руководству подземки
Заместитель начальника метро и горожане ищут компромисс. Фото: пресс-служба

Сотрудники метро решили собрать фокус-группы: любой человек, которому небезразличен порядок в подземке, может прийти и высказать свое мнение. Корреспондент «МК» побывала на первой встрече фокус-группы.

21.00. Станция «Комсомольская» Сокольнической линии. На балюстраде собираются люди. Первыми приходят сотрудники метро. Подземка командировала целый «десант» своих сотрудников: есть специалист, отвечающий за подвижной состав, за кассы метро, за пассажирский сервис и, конечно, за навигацию. Пока мы ждем ведущего фокус-группы — первого заместителя начальника метрополитена по стратегическому развитию и клиентской работе Романа Латыпова, начинают приходить пассажиры.

Анастасия, студентка и коренная москвичка, пользуется метро каждый день: «Но я все равно стала путаться из-за того, что повесили лайт-боксы (светящиеся коробки) с указанием конечных станций. Вроде всю жизнь катаюсь по оранжевой ветке, а теперь стала путаться, когда вижу надписи «Медведково» и «Новоясеневская». По поводу навигации на «Комсомольской» у нее было довольно логичное замечание: наклейки на столбах размещены слишком низко и не видны за толпой.

Подошедший чуть позже офисный работник Александр, наоборот, с Анастасией не согласился: дескать, во многих европейских городах принята система указания конечных станций.

К 9 часам вечера на балюстраде было уже около 20 человек. Как нам пояснили в пресс-службе метро, они получили всего около 50 заявок на участие, но, увы, так много человек не позволят провести конструктивную беседу, поэтому на фокус-группу пригласили только 15.

Роман Латыпов объясняет, почему понадобилось собирать людей очно — ведь опросы в метро идут давно.

— Мы опросили в Интернете больше 7 тысяч человек и еще больше 5 тысяч на станциях, — рассказал Латыпов. — И теперь решили собрать энтузиастов и вместе с ними осмотреть станции, чтобы учесть какие-то маленькие, таргетированные замечания. Сейчас навигация обновляется почти на всех станциях. Мы провели несколько десятков встреч и протестировали несколько вариантов. Например, сначала повесили лайт-боксы, где написаны конечные станции метро. Нам сказали: «Это непонятно, напишите стороны света». Мы написали стороны света, нам снова сказали, что и это непонятно. Сейчас мы размещаем на станциях компромисс, который устраивает большую часть пассажиров. Мы продолжаем внедрять новую систему навигации и хотим услышать ваши замечания.

Встреча проходила в демократичном ключе, участники могли задавать вопросы любому из сотрудников подземки.

Для начала Латыпов предложил осмотреть станцию красной ветки, но процессия почему-то довольно быстро минула зал и вышла к переходу на кольцо. Студент Российского университета транспорта Роман Рановский уже по пути начал атаковать Латыпова вопросами:

— Вот на станции «Аэропорт» до сих пор остались таблички «1-й путь», «2-й путь» — это неудобно и непонятно для пассажиров.

— Да, конечно, мы их убираем сейчас со всех станций, и с этой уберем, Анна, вы запишите это, — обратился Латыпов к главному специалисту по навигации в подземке Анне Ермолицкой. Девушка тут же чиркнула в блокноте.

Тем временем мы подошли к указателю на выход в город, где были перечислены вокзалы.

— Вот смотрите, — продолжает активный студент Роман. — Здесь перечислены вокзалы и станция электрички Каланчевская, но еще есть много пустого белого места.

Латыпов и Ермолицкая в два голоса объяснили, что дописывать туда информацию нельзя — люди просто потеряются. Но вот увеличить шрифт можно. «Шрифты мы постепенно увеличим везде», — отметил замначальника метро.

Одним из самых болезненных с точки зрения навигации мест оказался вестибюль станции уже на поверхности. Студент Роман на время чемпионата мира по футболу работал волонтером как раз на станции «Каланчевская» и заметил одну особенность: у вестибюля есть два выхода в город. Но один из них находится ровно за спиной едущих по эскалатору людей. В результате его никто не видит. Как развернуть толпу?

— Может, стрелочку на полу нарисовать? — предложил кто-то.

— В час пик на пол никто не смотрит, — тут же откликнулся один из сотрудников метро.

— А если стрелочку наклеить?

— Нет, люди будут путаться, — сразу же ответили сами участники фокус-группы.

— А давайте напишем на лайт-боксе: «Выход позади вас», — предложил студент Роман.

— А теперь представьте, что приехала в Москву семья из пяти человек с огромными сумками и все встали читать и думать: где же это — «позади вас», — ответил сотрудник подземки.

В общем, этот вопрос так и остался без ответа: теперь над ним будут думать эксперты метро. Следующей нашей остановкой стала одноименная станция Кольцевой линии. Сразу на входе висит табличка с одинокой надписью «Каланчевская». И всё — ни следующих станций, ни направлений...

Тут уже не выдержала и спросила корреспондент «МК».

— Вот в этой точке пассажиру надо понять, правильно ли он выбрал линию, — объясняет Латыпов. — Но если он вот здесь остановится и будет искать нужную ему станцию, людской поток его просто собьет. Поэтому сразу при входе в сам зал по бокам висят списки станций — слева и справа.

Студент 4-го курса, будущий инженер Евгений отметил, что списки эти не совсем корректные.

— Раньше станции были написаны в строчку, и не было вопроса, какая следующая. А теперь они в столбик, и таких столбиков три. Не очень понятно в итоге, какая следующая — «Павелецкая» или «Таганская»?

Генеральный директор интерьерного салона Юлия, которая пришла на фокус-группу с маленьким сыном, предложила интересный вариант: разместить станции по контуру кольца — то есть полукругом. Но уже не на лайт-боксе, а на наклейке на столбе. Возможно, именно ее вариант и воплотят в жизнь.

— Сегодня был мозговой штурм, — подытожил Роман Латыпов. — Мы собирали ваши предложения. Завтра обобщим идеи, обсудим с экспертами, чтобы понять, что мы можем сделать и в какие сроки, а что нет. По сути, спорных предложений или сложных инфраструктурных предложений сегодня не было. Через два дня мы составим протокол и опубликуем его на сайте метро, где будет написано, что и когда мы можем реализовать.

«МК» же призывает всех москвичей не быть равнодушными и принять участие в работе фокус-групп. Зарегистрироваться можно на сайте московского метро. Всего на разных станциях пройдет 20–25 встреч.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27825 от 2 ноября 2018

Заголовок в газете: Язык до «Киевской»доведёт

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру