Метро идет в каждый район столицы

Удобства новых станций салатовой ветки оценили многочисленные пассажиры

04.04.2019 в 18:46, просмотров: 3521

Год назад 450 тысяч жителей районов Бескудниково, Марфино, Дегунино смогли спуститься в метро. На севере Москвы открылись три новые станции — «Селигерская», «Верхние Лихоборы» и «Окружная» Люблинско-Дмитровской линии. Их появления ждали 43 года — раньше москвичам приходилось добираться до ближайшей «Петровско-Разумовской» на автобусах по пробкам. Теперь путь до центра города занимается меньше 15 минут. Удобство новых станций уже оценили миллионы пассажиров.

Метро идет в каждый район столицы

...1996 год, 1 апреля. Москвичи спустились в метро и с удивлением обнаружили на карте новую станцию: «Физтех». Она была далеко на севере, намного выше, чем уже появившаяся «Петровско-Разумовская». Позже выяснилось, что это всего лишь грустная шутка студентов Московского физико-технологического института. Каждое утро они вынуждены были давиться в переполненном автобусе по пути в альма-матер. Как, впрочем, жители Бескудникова, Марфина, Дегунина.

Эти районы присоединились к Москве в 1960 году. Активно строились новые дома, а вот до дорог как-то не дошло: жители пользовались узеньким на тот момент Дмитровским шоссе, чтобы доехать до «Новослободской».

Спустя шесть лет Моссовет решил расширить Дмитровку, но это не особо помогло. Стало ясно: надо тянуть туда ветку метро. Но планы изменились, и линию было решено строить ближе к Алтуфьево. И лишь в середине нулевых годов строители вернулись к идее продления салатовой линии. В 2007 году она дошла до «Трубной», в 2010 — до «Марьиной Рощи». Желанные станции — «Окружная», «Верхние Лихоборы» и «Селигерская» — появились только спустя восемь лет... При этом участок считается одним из самых сложных за историю строительства метро — на пути у рабочих были водонасыщенные грунты. Чтобы справиться с ними, пришлось применять химическую заморозку.

«В течение года популярность этих станций постоянно росла. Если за первую неделю через них в столичную подземку спустились почти 300 тысяч горожан, то спустя полгода, в сентябре, их еженедельный пассажиропоток увеличился до 390 тысяч человек. А сейчас «Селигерской», «Верхними Лихоборами» и «Окружной» за семь дней пользуются около 432 тысяч москвичей и гостей столицы — это на 44 процента больше по сравнению с первой неделей работы участка», — рассказывал заместитель мэра Москвы, руководитель Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Максим Ликсутов.

Разгрузилась «Петровско-Разумовская», причем вдвое: до открытия участка ею пользовались 74 тысячи пассажиров, теперь — 36 тысяч. Появление в каждом районе станции соответствует идеологии программы «Мой район», согласно которой в каждый уголок Москвы должно быть легко и просто добраться. Напомним, что проект «Мой район» должен уравнять между собой все районы города: в каждом из них должно быть интересно отдыхать, легко добираться до работы, легко лечиться или проводить досуг. Программа заработала в полную мощность в этом году.

Над Тимирязевским сошлись звезды

Первая из трех новых станций салатовой ветки — «Окружная» — находится сразу в двух районах — Тимирязевском и Марфине. Формально метро и так было и в том, и в том районе. Но только формально. В Тимирязевском одноименная станция располагалась только на юге района у Дмитровского шоссе, а «Петровско-Разумовская» — ближе к северу. В зону пешей доступности попадали всего домов 30, стоящих вокруг станций. Если вы, допустим, живете в доме 52к2 по Дмитровскому шоссе, то выбор — как добраться до центра — у вас «огромный». Можно почти полчаса идти пешком до любой станции серой ветки. В хорошую погоду это приятная прогулка. Если на улице дождь, снег, слякоть, грязь, то прогулка перестает быть томной. Можно 15 минут ехать до нее по Дмитровскому шоссе на автобусе. Утром нужно закладывать 30, а то и 40 минут на дорогу до метро.

Северный участок окружен с одной стороны огромным Тимирязевским парком, с другой недалеко находится Главный ботанический сад РАН. Нет заводов, зато много магазинов, а недалеко находится крупнейший сельскохозяйственный вуз — Тимирязевская академия. Живи и радуйся. Но только если не нужно уезжать в центр города. К слову, пробки, вовсе не специально, создавали жители других районов, севернее Тимирязевского, на территории которых метро не было вообще.

В 2018 году на Гостиничном проезде открылась станция «Окружная». Точнее, не просто станция метро, а новый транспортно-пересадочный узел. Недалеко находится одноименная станция МЦК и железной дороги. Кстати, теперь аэроэкспрессы, следующие в аэропорт «Шереметьево», останавливаются и на станции ж/д «Окружная».

— Я, наверное, один из тех редких людей, для которых сошлись звезды, — рассказывает житель Южнопортового района Ренат Тазетдинов. — Моя работа связана с разъездами: настраиваю медицинское оборудование по всему миру. Поэтому аэропорт «Шереметьево» — мой второй дом. До открытия «Окружной» и новой остановки на железной дороге я ехал с двумя пересадками до «Белорусской», а оттуда — полчаса до аэропорта. Теперь вся дорога занимает у меня час пятнадцать — час двадцать. И всего с одной пересадкой. Поверьте, для человека с чемоданом это очень много значит.

Благодаря новой станции северная часть Тимирязевского района начала расти, развиваться. Появилась информация, что на территории бывшего автокомбината планируется построить небольшой микрорайон с жильем, школой для начальных классов и МФЦ. Ну и, конечно, офисы и торговые точки. А значит, к 49 тысячам сейчас живущих в районе и 11 тысячам работающих прибавится еще немного.

фото: АГН «Москва»

Марфино пересело на метро

Соседний с Тимирязевским — район Марфино — тоже преобразился после открытия «Окружной». Сам по себе район небольшой — 33 с небольшим тысячи человек. Промзон нет, заводов на территории нет. Заповедник пятиэтажек, граничащий с Главным ботаническим садом РАН. Однако с транспортом в Марфине было туговато. Единственная станция метро — «Владыкино» — находится на севере района. Удобно до нее добираться жителям, может, десяти домов в районе.

Чем дальше от северной части района, тем сложнее. Можно, конечно, воспользоваться станциями «Петровско-Разумовская» и «Фонвизинская» в Тимирязевском и Бутырском районах, но они отгорожены железнодорожными путями.

— Я живу в самом конце Ботанической улицы, — рассказывает пенсионерка Полина Игоревна. — Мне часто нужно в наш МФЦ — то одни документы, то другие. С внучкой часто ездила, помню, она там проездной получала. МФЦ в другом конце района. Автобусов до него ходит прорва! И 24, и 36, и 803. Ездят регулярно, но толку-то? На Ботанической улице хронические пробки.

Пенсионерка рассказала, что станция «Фонвизинская» от нее в 10 минутах ходьбы — рукой подать. Но по салатовой ветке дальше «Петровской-Разумовской» уехать бы не получилось. И смысл тогда ехать вообще?

— Теперь дорога до МФЦ занимает вообще минут 15, — продолжает женщина. — Спустился в метро, две станции — и вышел. Красота!

В Марфине нет дорог, которые бы напрямую связывали район с крупными магистралями — Третьим транспортным кольцом или МКАД. Есть две главные улицы — Комдива Орлова и Ботаническая. Но в них вливаются потоки с Алтуфьевского шоссе каждое утро и вечер. Люди были бы и рады оставить машины в гаражах и поехать на метро, да только в шаговой доступности его не было, а ехать на автобусе — стоять в той же пробке, только в компании других таких же «везунчиков». Опять же, новый транспортный узел дает жителям простую возможность выбирать путь, которым им можно добраться до работы или до учебы.

В Головинском стало проще гулять и работать

Головинский район может похвастаться многим. Небольшие тихие уютные дворики, много зелени. Есть где гулять и есть где работать: на территории района расположены 50 промышленных предприятий — фабрика им. Петра Алексеева, ювелирный завод «Кристалл», «Моссельмаш»... Только вот с метро району не повезло — обходит подземка Головинский стороной. Метро «Водный стадион» находится в самом начале Кронштадтского бульвара, на юго-западе района. Станция МЦК «Коптево» вообще формально за границей района, хотя жители, конечно, активно ею пользуются. Есть еще станция Московского центрального кольца «Лихоборы» — в юго-восточном углу района. И все, больше связей с внешним миром, не считая автобусов, в районе нет. Фактически весь север Головинского просто отрезан от подземки. 

— У меня подруга живет в Зябликове, — рассказывает Екатерина, молодая мама из дома 57 по Кронштадтскому бульвару. — Да и в Царицынском парке я люблю погулять. Точнее, любила. Потом родился Егорка, и прыгать с автобусов на МЦК, а потом на метро стало трудно. Нет, можно, конечно, сразу на 37-м автобусе до «Петровско-Разумовской», но ведь трястись полчаса, а то и больше.

Другие жители района, с которым пообщался «МК», рассказали, что на машине добираться до центра было испытанием: что Дмитровка, что Валаамская улица стоят почти весь день. Проигрывали и многочисленные работники предприятий Головинского района. Приходилось людям раньше доезжать до «Петровско-Разумовской», а потом трястись на автобусах по Дмитровке каждое утро. Уверены, что каждый из них мечтал о продлении салатовой ветки на север. Теперь их мечта сбылась. На Дмитровском шоссе около дома 66 открылась вторая из станций участка салатовой ветки — «Верхние Лихоборы». Она находится не на территории Головинского района, но полезна и нужна его жителям и гостям.

Из Западного Дегунина было не выбраться

Западное Дегунино — один из самых протяженных районов города. Он тянется от МЦК до самого МКАДа. Тысячи домов, десятки тысяч людей. И ни одной станции метро! Жителям микрорайона у самой кольцевой автодороги в каком-то смысле повезло. Их «пятачок», окруженный Краснополянской улицей, улицами Маршала Федоренко и Бусиновской горкой, находится рядом со станцией метро «Ховрино». Жильцы с остальных улиц даже рядом не стояли с подземкой. Теперь в районе открылось сразу две станции метро — «Верхние Лихоборы» на юге района и «Селигерская». Последняя формально находится не в самом Дегунине, а всего в паре шагов от него.

— Живу на Талдомской, — лаконично заявил «МК» юрист Сергей из Западного Дегунина. — Теперь на работу еду вместо 1,5 часа всего 40 минут. Вот оно, счастье.

С открытием новых станций и правда опустела «Петровско-Разумовская» — раньше вся нагрузка ложилась именно на нее.

— До открытия тоннеля на Дмитровском шоссе каждая поездка в институт на «Новослободской» была кошмаром, — рассказала бывшая студентка РГГУ, а теперь pr-агент одной из московских компаний Алина. — До метро я ехала, бывало, час, а то и полтора. Хотя без пробок автобус мог добраться за 15 минут. Маршрутки, чтобы сэкономить время, объезжали адскую пробку по тротуару. Можно было сесть на электричку до Ленинградки, но они всегда были забиты под завязку. Жаль, что «Селигерскую» открыли, когда я уже закончила универ.

Из Бескудниковского до центра — 15 минут

Бескудниковскому району повезло не меньше, чем Западному Дегунину, а то и больше. Сложно представить, как жили бескудниковцы до прошлого года. Если в предыдущих районах были хотя железнодорожные станции (какой-никакой, а регулярный транспорт), в Бескудникове не было ни ж/д, ни метро. А до самой близкой (ну как близкую, минут 20 на автобусе) станции метро — «Петровско-Разумовской» — можно доехать на 677-м автобусе из промзоны на юге района. Тем, кому повезло жить на улице 800-летия Москвы, приходилось делать нелегкий выбор: 30–40 минут на автобусе до Петровки, 40 минут до «Алтуфьево» с пересадкой на другой автобус или час до «Бибирево».

— Я жил раньше в доме на Коровинском шоссе, 6, — рассказывает инженер Леонид Копейкин. — Ездил в школу от Коровина до Садовой-Самотечной улицы на двух троллейбусах. В конце 70-х это было нормально, тратил на дорогу больше часа. Хотя все уже тогда ждали метро.

Есть чему радоваться: от бывшего дома Леонида до новой станции «Селигерская» теперь всего 650 метров — 8 минут пешком. До Садовой-Самотечной — около 40 минут с одной кросс-платформенной пересадкой на метро — это значит, что надо просто выйти из вагона и перейти на другую сторону платформы.

Вообще же «Селигерская» — звезда из трех открытых станций. В нее теперь стекается поток из Дмитровского района, Восточного и Западного Дегунина. За год через нее в метро спустились около 13 миллионов человек.

«Наши внуки из Восточного Дегунина будут ездить на метро!»

Привычным транспортом для жителей района Восточное Дегунино были электрички. «Лианозово», «Бескудниково», «Дегунино» и дальше в центр к Савеловскому вокзалу. Там можно выйти и пересесть на метро, чтобы домчаться до центра. Центральная улица района — Дубнинская — вовсе не магистраль наподобие Дмитровки.

— Вообще, это только кажется, что электрички — удобный транспорт, — рассказывает местный житель Владимир. — Если пользоваться ею, то приходится жить по расписанию. С 10.00 до обеда — технический перерыв, из района не выехать вообще. Я никакие дела на это время не планирую. Да и после 22.00 электрички ходят плохо. А иначе из района не выбраться!

А на электричке иногда, как рассказал Владимир, и вовсе было опасно ездить: рядом со станцией Дегунино рынок и плодоовощная база, у которых очень плохая слава. В общем, местные без надобности вечером там просто стараются не ходить...

На выходе из «Верхних Лихоборов» — прямо на Дмитровке — встречаю пару пенсионеров-долгожителей района. Валентина Петровна и Василий Иванович переехали в тогдашнюю «новую Москву» еще 60-х — район только стал частью столицы. Жить в нем было престижно.

— Да нормальный у нас район, — говорит Василий Иванович. — Мы вот живем на Дубнинской, в двух шагах от улицы 800-летия Москвы. Нам нравится, чисто, много магазинов, зелени. Внуков водим в секции, детские клубы. Парк рядом с домом, поликлиника. На дачу по Дмитровке ездим. Только вот метро не хватало. Помню, как в 70-е ездил на работу на «Авиамоторную» с кучей пересадок, а тогда на схемах было написано, что до 2000 года построят станции. А потом в 70-е, кажется, в газете статья была — «Метро идет в Дегунино». Но так и не дошло, 30 лет ждали...

— Не 30, а 43 года, — перебивает Василия Ивановича супруга. — С 1975 года на всех схемах станцию отмечали, что она будет в перспективе. С дочкой ездили в «Детский мир», я все думала — вот она начнет в институт ездить, а метро уже будет. Теперь на метро ездят наши внуки!

Шутка студентов стала правдой

Метро в Москве строится темпами, невиданными советскими рабочими. В 2018 году открыли 17 станций, среди которых «Окружная», «Верхние Лихоборы» и «Селигерская». Тот факт, что в Москве практически шагу нельзя ступить, чтобы не наткнуться на станцию метро, полностью соответствует идеологии программы «Мой район». В каждом уголке города, в центре и на периферии, должен быть удобный транспорт. У жителей не должно быть вопроса — как доехать до нужного места. Единственное, что придется выбирать, — вид транспорта, потому как альтернативы у горожан теперь есть. Именно это лежит в основе логики транспортной доступности проекта «Мой район».

Есть ли еще районы, жителям которых трудно добираться до метро? Есть. Дмитровский, Лианозово, Северный. До 2023 года в Москве появятся еще 134 километра линий, 55 новых станций. Среди них — станции «Улица 800-летия Москвы» и «Лианозово». Машин на Дмитровке станет еще меньше, а 170 тысяч жители районов Дмитровского, Восточного Дегунина, Бескудниковского и Лианозова смогут тратить на дорогу до метро меньше 10 минут. После 2021 года в поселке Северный откроется станция «Физтех» — вдоль Дмитровского шоссе, рядом со строящимся комплексом Московского физико-технического института.