Реставрацию дома-коммуны Наркомфина закончат в 2019 году

При этом число исторических зданий, до которых еще не добрались руки специалистов, исчисляется сотнями

В апреле, с наступлением среднесуточных плюсовых температур, в Москве начинается сезон реставрации. Этот год обещает стать прорывным в плане уменьшения «реставрационного долгостроя» — числа брошенных памятников, страдающих без ухода. Городские власти планируют осенью показать публике сразу несколько знаковых объектов, стоявших в почти руинированном состоянии больше 10 лет. Но до некоторых объектов очередь пока не дошла.

При этом число исторических зданий, до которых еще не добрались руки специалистов, исчисляется сотнями

Сейчас в Москве действуют 725 разрешений на реставрационные работы, рассказал журналистам глава Департамента культурного наследия столицы Алексей Емельянов. Разумеется, не все объекты можно «уместить» в один год: в прошлом, 2018 году завершили 228 объектов, в 2019-м планируется примерно такой же результат.

В этом году департамент может похвастаться еще и разнообразием объектов, на которых идет работа. XVIII столетие: грот в усадьбе Кусково, уникальное для Москвы (и в принципе для всех в России) сооружение. Работы будут наконец завершены в 2019 году. Палаты князей Пожарских, десятилетиями стоявшие в запустении, — есть большие шансы, что их успеют доделать до конца сезона. Но в любом случае работы вступают в завершающую стадию. XIX век: дворец Баташевых, позже больница «Медсантруд». В мае начнутся масштабные работы по реставрации и приспособлении зданий под современную больницу. Период модерна: идет и, вероятно, завершится в этом году реставрация особняка Миндовского на Поварской — известного произведения Льва Кекушева. Далее — везде: в номинации «конструктивизм» в 2019 году будет отреставрирован знаменитый дом-коммуна Наркомфина — тоже с приспособлением, но уже под современное жилье. Не обижены и более поздние периоды: скажем, взяли в работу скульптурное убранство домов на площади Гагарина (16 статуй на фасадах) и активно реставрируют Северный речной вокзал (завершение планируется в 2020 году).

Один из эффективных рычагов ускорения реставрации — программа «рубль за метр», по которой Москва передала частным инвесторам уже 25 объектов. Напомним условия программы: после реставрации под контролем Департамента наследия за счет инвестора дом предоставляется в аренду на 49 лет с правом продления за символический 1 рубль за кв. м в год.

— На шестнадцати объектах по этой программе работы уже завершены, — рассказал глава департамента. В ближайшие недели должны быть сданы так называемые конюшни усадьбы Татарниковых. На очереди окончание работ в особняке Морозовых на Николоямской улице. Всего в работе 9 объектов.

Уже разработан проект и начинаются работы на знаменитых (в том числе и своим запустением после пожара в середине 2000-х годов) палатах Гурьева в Потаповском переулке. Конечно, сделать такой масштабный объект за один сезон невозможно — так что это задел на премию «Московская реставрация» будущих лет. При этом таких «долгостроев», много лет ожидающих реставрации, в Москве, по словам Емельянова, осталось чуть больше двухсот.

— У каждого такого дома свои сложности и своя судьба, — рассуждает глава департамента. — Каждый объект у нас на особом счету, со всеми собственниками ведем работы. Так, скажем, по поводу дома-мастерской Матвея Казакова на углу Златоустинских переулков уже согласована проектная документация, и мы двигаемся к реставрации, уверен, что это у нас получится.

Наиболее сложные объекты для реставрации — те, где нужно приспособить здание под современное использование. А это значит — удовлетворить множество требований нынешних СНиПов, СанПиНов и других нормативов.

— На каждом этапе работ возможно изменение проекта — ведь то, что мы обнаружим, предсказать невозможно, — поясняет чиновник. — Вот, скажем, делали недавно обычный с виду деревянный дом (Сеченовский переулок, 6). На первом же этапе — чистке дома от поздних перегородок и прочих наслоений — выяснилось, что за гипсокартонной обшивкой скрывается поразительной красоты изразцовая печь. Проект пришлось менять!

Напомним, что за последние годы реставраторы московских зданий получают от общественности не только похвалу за выдающиеся темпы работ, но и нарекания по отношению к их качеству. Так, наибольшую критику градозащитников вызвали работы на скульптурном убранстве фасадов ряда домов — например, на Мясницкой улице (в ходе благоустройства по программе «Моя улица»), в Сверчковом переулке (по заказу собственника здания), на улице Достоевского (рельефные фризы на особняке авторства Н.Жерихова). Во всех этих случаях указывается на несовершенство современного воспроизведения скульптурного убранства по сравнению с оригиналами. По каждому из этих случаев департамент давал объяснения: чаще всего оказывается, что здания, на которых исказили скульптурный декор, не являются в полном смысле слова памятниками архитектуры.

Кроме того, как признает и сам департамент, число зданий, до которых еще не добрались руки (и деньги) реставраторов, исчисляется сотнями. Некоторые здания достаточно известны — например, это Екатерининский дворец в Лефортове, ДК «Серп и молот» в том же районе. Как сообщает муниципальный депутат и градозащитник Александра Андреева, жители неоднократно жалуются в органы власти не только на неприглядный вид этих зданий, но и на аварийное состояние, опасное для прохожих. Департамент культурного наследия обещает в кратчайшие сроки провести противоаварийные работы — но пока такие здания остаются на виду, о них будут говорить, увы, не меньше, чем об успехах реставрации.числяется сотнями

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №0 от 30 ноября -0001

Заголовок в газете: Спаси и почини

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру