На крыльях «скорой помощи»

Санитарная авиация столицы отмечает десятилетний юбилей

Экстренная медицинская помощь в большом городе сегодня невозможна без службы санитарной авиации: большие расстояния и сложный дорожный трафик нередко осложняют работу карет «скорой помощи». А на вертолете тяжелого больного, пострадавшего в ДТП или у которого развилась сосудистая катастрофа, можно доставить в больницу за считаные минуты — и днем, и ночью.

В Москве сформирована одна из лучших в мире систем санитарной авиации, которая в этом году отмечает десятилетний юбилей. О ее ноу-хау, особенностях работы, достигнутых результатах и перспективах эксперты рассказали журналистам на пресс-конференции, которая прошла в мэрии Москвы.

Санитарная авиация столицы отмечает десятилетний юбилей

На самом деле история авиационной авиации в столице началась чуть раньше — еще в конце 1990-х прошлого века. Однако тогда спасательные вертолеты использовались крайне редко, в основном для спасения пострадавших в крупных ДТП. И в год было не больше 50–60 вылетов.

По словам заместителя директора Государственного казенного учреждения города Москвы «Московский авиационный центр» Владимира Федорова, в 2007 году городом были закуплены вертолеты ВК-117С для проведения спасательных работ. Но нужно было подготовить летный состав, определиться с задачами. «Ведь на тот момент мы имели только пожарные вертолеты, — продолжает Федоров. — Был проведен ряд мероприятий, мы укомплектовали штат, подготовили летный и медицинский состав, получили медицинские лицензии. В результате в «Московском авиационном центре» появилась медслужба, готовая к оказанию экстренной помощи населению».

А десять лет назад между «Московским авиационным центром» и Центром экстренной медицинской помощи заключено соглашение об оказание медпомощи населению посредством санитарной авиации — были сформированы совместные авиамедицинские бригады, которые приступили к работе.

Всего за 10 лет медицинскими бригадами санитарной авиации было эвакуировано больше 5,5 тысячи человек. С начала 2019 года — 366 человек.

Каждый санитарный вертолет — это полноценная реанимационная палата. Бригада санитарной авиации, в составе которой два пилота, два врача и фельдшер, вылетает на место всего за 5–7 минут. Обучению этих бригад (как пилотов, так и медработников) уделяют особое внимание. Ведь полеты над Москвой сопряжены с рядом сложностей: в городе немало высотных строений, в районах новостроек работают подъемные краны, между домами есть провода, вышки. К тому же для осуществления любых полетов требуется разрешение Федеральной службы охраны. «При тушении пожаров с вертолетов требуются ювелирная техника пилотирования, хладнокровие и выдержка. Поэтому мы берем только летчиков с особыми качествами, — рассказывает заместитель командира второй эскадрильи, пилот ГКУ «МАЦ» Вячеслав Каленов. — Раньше мы набирали только военных с опытом работы в «горячих точках» или боевых действиях, которые умеют принимать быстрые решения. Почти все наши пилоты отмечены государственными наградами; мы выбираем лучших кандидатов, в том числе по морально-деловым качествам, психологической устойчивости. Главный приоритет — безопасность полетов». «Многие хотят у нас работать, но требования у нас высокие, в том числе по возрасту: от 28 до 45 лет. И у нас нет женщин — только потому, что от сотрудников требуется быть физически сильными», — добавляет директор Центра экстренной медицинской помощи Сергей Федотов.  

Как рассказывает главный внештатный специалист по первой помощи, заместитель директора ГБУ здравоохранения «Научно-практический центр экстренной медицинской помощи Департамента здравоохранения Москвы» Сергей Гуменюк, сегодня «летучие спасатели» стали базироваться в сосудистых центрах, ряде крупных больниц и оказывать помощь людям с сосудистыми катастрофами.

«Конечно, помощь с использованием вертолетов — спасение для больших городов, — говорит Гуменюк. — Ноу-хау нашей службы в том, что в отличие от многих стран Европы и США в составе наших бригад не парамедики и фельдшеры, а врачи (реаниматологи-анестезиологи и врачи скорой помощи), что влияет на качество медпомощи и приводит к снижению смертности. Всех пострадавших доставляют в многопрофильные стационары. Всего в нашем Центре экстренной помощи на выезде 10 бригад, включая две санитарные авиационные; решение о вылете принимает старший врач авиационного центра медпомощи. В приоритете, конечно, дети, а также пациенты с инфарктами и инсультами из Новой Москвы: в больницы города они попадают в течение 7–15 минут — так что помощь им оказывается в рамках «золотого стандарта». К тому же благодаря системе видеонаблюдения мы видим места катастроф на картах, что влияет на принятие решения отправлять туда вертолет, автомобиль или все сразу».

Как отмечает заместитель руководителя Департамента по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности города Москвы Андрей Иванов, сегодня санитарная авиация в городе представлена тремя направлениями: пожаротушением, медицинской и санитарной авиацией и наконец созданным в этом году аварийно-спасательным направлением с использованием технологий парашютного десантирования для спасения пострадавших в сложных точках с учетом дорожно-транспортной ситуации Москвы.

В последнее время санитарные вертолеты нередко забирают москвичей из больниц Московской области — транспортировка в столичные стационары даже из самой дальней точки Подмосковья занимает не более часа сорока минут.

Все оперативные службы города находятся в тесном взаимодействии и регулярно проводят совместные тренировки и учения по ликвидации возможных ЧС, где участвуют и пожарные, и спасатели, и врачи. В будущем же количество санитарных бригад будет увеличиваться.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру