Дороги, кварталы, жилые массивы

Строительный комплекс действует в рамках оптимальной стратегии, утверждает Марат Хуснуллин

Строительный комплекс Москвы, как и столичные власти в целом, нацелен на то, чтобы сделать столицу городом, по-настоящему комфортным для жизни. При этом не отказываясь от мирового тренда на дальнейшую урбанизацию. Если жилищное строительство городом только контролируется, то транспортное — как в смысле автомобильной дорожной сети, так и применительно к городскому рельсовому транспорту — ведется городом непосредственно. Результаты даже лучше, чем ожидалось: по оценкам международных рейтинговых агентств, в Москве удается строить дороги и метро опережающими темпами, облегчая ситуацию с пробками одновременно с ростом плотности населения.

Как это получается — на Московском урбанистическом форуме рассказал глава столичного стройкомплекса Марат Хуснуллин.

Строительный комплекс действует в рамках оптимальной стратегии, утверждает Марат Хуснуллин

То, что делается в Москве, полностью вписано в национальные проекты, разработанные федеральным правительством. Прежде всего это проекты «Жилье и городская среда» и «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Цели национальных проектов легли в основу определяемой мэром Москвы стратегии городского развития, подчеркнул глава стройкомплекса. Это и обеспечение жителей комфортным жильем, и модернизация инфраструктуры, и оживление экономики. Отдельный и очень важный момент, предусмотренный и федеральной, и городской программами — активное вовлечение жителей в принятие градостроительных решений, новые форматы обсуждения.

— По мнению ряда мировых экспертов, основным трендом развития крупных мегаполисов стало уплотнение городской застройки, — отметил Марат Хуснуллин. — Не обошли эти тенденции и Москву. Вместе с тем реализуемые в городе программа реновации жилья, программа развития общественного транспорта, программа благоустройства города «Мой район» и другие не только помогают минимизировать негативный эффект урбанизации, сделать развитие города гармоничным, но и задают новую планку для уровня комфортности проживания в городе.

Три мегапроекта развития Москвы, что подтвердили и мэрия, и жители столицы, — это развитие метрополитена, строительство сети транспортно-пересадочных узлов и реновация жилых зон. Чуть менее громкий, но от этого не менее важный проект — идущая полным ходом реконструкция промзон. Адресная инвестиционная программа на 3 года (2019–2021 годы) на сумму в 2,1 трлн рублей включает в себя более 600 новых объектов: детских садов, школ, поликлиник, новых дорог, развязок и метро. 68% этой программы направлено на развитие транспорта.

Метро шагает впереди

К 2023 году в Москве произойдет настоящий прорыв в развитии транспортной системы, рассказал Марат Хуснуллин. Протяженность метро и городских железнодорожных линий составит 1000 км: 555 км метро и МЦК, 446 км Московских центральных диаметров (МЦД). Количество пересадок вырастет с нынешних 63 до 123. Будет построено 1300 км новых дорог. По оценкам специалистов аудиторской компании PricewaterhouseCoopers (PwC), масштабная программа развития метрополитена, включая МЦД, в будущем выведет Москву в мировые лидеры по плотности сети и станций метро.

— Строительство метрополитена — приоритетное направление развития транспортной инфраструктуры города, — заявил глава стройкомплекса. — По объемам и динамике строительства метрополитена Москва является одним из лидеров среди мировых городов. Объем инвестиций в развитие городских территорий с появлением новых дорог и линий метро возрастает на 50%. С 2011 по 2019 год общая протяженность линий метро уже выросла на 45%. Построено 155 км линий, 81 станция (с учетом МЦК), 10 депо, в которых создано 10 тысяч рабочих мест. Благодаря этому метро рядом с домом получили 4 миллиона москвичей. В перспективе мы стремимся к тому, чтобы 90% жителей города получили метро в шаговой доступности.

Планы на будущие несколько лет, подчеркнул Хуснуллин, вполне определенные. Будут продолжены работы по продлению существующих линий: это Большая кольцевая (6 станций которой уже введено), Некрасовская (4 станции введены), Сокольническая (продлена на 4 станции), Люблинско-Дмитровская, Калининско-Солнцевская, Арбатско-Покровская до Гольяново. Кроме того, уже начато строительство новых: линии в Коммунарку, в Рублево-Архангельское и через Бирюлево до Рязановского. Самый масштабный проект из воплощаемых — он же и самый крупный в истории Московского метростроения — это Большое кольцо: 70 км и 31 станция.

— Перспектива нового строительства метро предусматривает фактическое удвоение существующей системы метрополитена и обеспечит шаговую доступность метро для 90% москвичей, — говорит Марат Хуснуллин. — Согласно исследованиям международной компании McKinsey, это приблизит Москву к лидирующим позициям по доступности рельсового транспорта наравне с такими городами, как Мадрид, Париж, Токио и Нью-Йорк.

Уже сейчас, по данным исследования другой международной компании, BCG, развитие Московского метрополитена существенно повысило качество жизни за счет экономии времени на проезд до мест работы и досуга для 600 тысяч жителей районов в зоне влияния новых станций (речь о Некрасовке и Коммунарке прежде всего). Строительство новых станций ускорило развитие экономики прилегающих территорий в зоне влияния новых линий, капитализация жилья в окружающих районах вырастает на 20%. Например, стоимость жилой недвижимости в зоне влияния новых станций Калининско-Солнцевской линии росла быстрее рынка в 2011–2018 гг. (19% в районе линии, 12,5% в среднем по городу).

— Запуск пассажирского движения по Московскому центральному кольцу повысил экономическую и социальную сбалансированность города: увеличил плотность транспортной инфраструктуры и улучшил качество жизни до 500 тыс. пассажиров за счет оптимизации маршрутов передвижения, — поделился статистикой глава стройкомплекса.

Новые наземные маршруты

Радикально улучшить ситуацию с пассажирскими перевозками помогут имеющиеся железнодорожные радиусы, которые до последнего времени не были интегрированы в транспортную систему Москвы. И из-за этого работали значительно менее эффективно, чем это технически возможно. Сейчас этот резерв решено использовать: по поручению мэра начаты работы по проектированию Московских центральных диаметров (МЦД) — новых сквозных маршрутов через город.

— МЦД — это 5 маршрутов, 446 километров путей, более 200 станций (включая Московскую область), — отметил Марат Хуснуллин. — Среднее время поездки через город составит 45 минут. Первые два диаметра планируется запустить в 2019–2020 годах. Ими станут МЦД-1 «Одинцово — Лобня» (28 станций, 12 пересадок на метро, МЦК и радиальные направления железных дорог) и МЦД-2 «Нахабино — Подольск» (38 станций, 15 пересадок на метро, МЦК и железнодорожные радиусы).

Сейчас проектируются следующие диаметры: «Зеленоград — Раменское»; «Апрелевка — Железнодорожный»; «Пушкино — Домодедово». В будущем появятся и другие, интеграция продолжится. Уже сейчас можно видеть, как строятся новые платформы на Ленинградском (Ховрино-2), Курском (Остафьево), Киевском (Минская и другие) направлениях и пересадки на МЦК («Северянин» на Ярославском ходу и «НАТИ» на Ленинградском). В ближайшие годы московский стройкомплекс полностью интегрирует железные дороги в систему городского транспорта. Уже сейчас Москва лидирует по плотности рельсового транспорта, опередив Берлин, Сеул, Нью-Йорк и Лондон.

Реки — водные и асфальтовые

— Прилагая большие усилия к развитию рельсового транспорта, мы ни на одну минуту не останавливали работы по развитию улично-дорожной сети, — отметил Марат Хуснуллин. — Москва входит в тройку мировых лидеров по темпам дорожного строительства. Всего за 8 лет протяженность московских дорог выросла на 20%, а количество мостов, тоннелей и эстакад — на 35%. Построено 800 км дорог, 246 искусственных сооружений, 213 пешеходных переходов. Построены и модернизированы 14 развязок на МКАД, реконструированы 9 ключевых магистралей. Общая протяженность автодорог, построенных в этот период, равна восьми МКАД.

Пятилетние планы дорожного строительства поражают еще более. Предполагается, что до 2024 года Москва будет строить примерно по 100 км новых дорог в год: к 2023 году будет построено более 570 километров дорог, 150 тоннелей, мостов и эстакад. Ключевой проект на ближайшие годы — строительство новых радиальных маршрутов через город. Это 3 новые хорды и 1 рокада общей протяженностью 330 км (образующих квазикольцо), 175 искусственных сооружений.

— Наши темпы таковы, что Москва сейчас — единственный в мире мегаполис, где темпы развития дорог превышают темпы застройки территорий, — сказал Марат Хуснуллин. — По данным исследования компании BCG, среднее время в пути в Москве сократилось в 70% районов столицы. А по оценкам специалистов компании PricewaterhouseCoopers (PwC), Москва входит в тройку лидеров по темпу прироста протяженности дорог наряду с Пекином и Нью-Йорком.

Эффективный транспортный каркас города требует удобных транспортно-пересадочных узлов — в Москве сейчас реализуется 97 проектов ТПУ (35 из них уже построено), в рамках которых будет обеспечена возможность пересечений с линиями метро, линиями ж/д и МЦК. Количество доступных для жителей пересадок вырастет в 2 раза.

Впервые за много лет в роли транспортной артерии рассматривают Москву-реку. В 2011–2019 годах выполнены работы по благоустройству более 60 км набережных, а в планах к 2024 году — работы по еще 120 км набережных, строительство 24 новых мостов.

— Сейчас выполнено благоустройство Москворецкой и Лужнецкой набережных, — рассказывает заместитель мэра. — Ведутся работы по Шелепихинской, Пресненской и Нагатинской набережным, а также по набережной Марка Шагала. К знаковым объектам можно отнести Воробьевскую, Нагатинскую, Бережковскую набережные, набережную Тараса Шевченко, берега в Серебряном Бору и Покровском-Стрешневе, на острове Балчуг.

Жить станет лучше

В области жилищного строительства Москва осуществляет беспрецедентную по своим масштабам программу реновации, которая отвечает на ключевой запрос москвичей, — иметь качественное и доступное жилье в кварталах высокого уровня комфорта. В программу включены 5173 многоквартирных дома, 350 тыс. квартир будет переселено. Новым жильем обеспечат около 1 млн москвичей. Уже 497 тыс. кв. м жилья из необходимых для переселения домов построено.

— В ближайшие пять лет в рамках этой программы будет построено 7 миллионов «квадратов» жилья, — заверил Марат Хуснуллин. — Программа станет строительным и экономическим драйвером развития города. В период с 2019 по 2023 год новые квартиры получат более 170 тысяч жителей.

Всего по этой программе за пятилетку будут построены 159 жилых домов. В феврале 2018 года уже началось переселение жителей. Всего будет переселено 13 тыс. человек. Планируется, что в реновированных районах возрастет и количество рабочих мест.

— Исследования Urban Health показали, — отметил Хуснуллин, — что реновация и программа «Моя улица» повысят качество городской среды вдвое, улучшат экологию столицы, что скажется на здоровье москвичей. Москва активно сокращает отставание от других мегаполисов по обеспеченности населения жильем и занимает 4-е место по темпам строительства жилья среди мегаполисов, обогнав Нью-Йорк.

Заметим, что специалисты PricewaterhouseCoopers в 2019 году признали Москву городом с самой комфортной в мире социальной инфраструктурой. Детские сады, школы и прочие социальные объекты города находятся в пешей доступности от жилья, а москвичам финансово доступны разные виды соцуслуг. Москва опережает Нью-Йорк и Лондон по показателю пешеходной доступности школ и детских садов. Социальные объекты стали ближе к горожанам в 75% районов. Развивается и Новая Москва — причем по столь же высоким стандартам. Таким образом, можно смело утверждать, что Москва — в том числе благодаря продуманной строительной стратегии — растет, не ухудшаясь. Возможно, именно московский путь развития через несколько лет будут изучать как оптимальный компромисс между урбанизацией и жизненным комфортом для горожан.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру