Водолазы подняли с московского дна уникальную скульптуру пионера

Она пролежала в затоне тридцать лет

8 августа спасатели и водолазы подняли со дна Южного речного порта бетонную скульптуру пионера, стоявшую на берегу с 1950-х по 1980-е годы. За тридцать лет под водой 2,5-метровый мальчуган лишился головы и оброс ракушками. Возможно, в будущем пионера отреставрируют и поставят рядом с новенькими богатырями, декорирующими разбитый здесь недавно народный парк.

Она пролежала в затоне тридцать лет
Подъем статуи продолжался около часа.

К спецоперации готовились заранее: надо было снарядить судно (МС-1, речной мусоросборщик постройки 1990-х годов, длина 27,3 м) и водолазную команду. Местная общественность и журналисты подтянулись сами — посмотреть на диковину. Обещали, что из воды вытащат скульптурную группу из трех бетонных пионеров: она стояла на берегу затона в те времена, когда здесь был районный парк с детским уклоном.

— Я прекрасно помню, как здесь все было, — рассказывает Виктория Инина, жительница ближайшей к затону улицы Трофимова. — Корабли здесь зимой не стояли — ну, или было несколько, но не так, как сейчас. Была лодочная станция, мы катались на лодках постоянно. На тот берег, просто по затону. Хорошо было отдыхать с детьми.

— Наверное, тогда и поставили этих пионеров, — говорит ее подруга Евгения Ильина. — Но я очень смутно помню, где они стояли. Вроде бы прямо вот здесь…

Прямо вот здесь — это на набережной затона, на ее маленьком участке, доступном для прогулок. Дальше начинается спасательная станция МЧС, куда гуляющих не пускают правила и очень грозная собака. У самого берега стоит в воде что-то вроде бетонного блока — или постамент от той самой скульптуры?

Кожуховский затон в 1970-е годы. Фото: pastvu.com

В любом случае местные уже не помнят, как пионеры оказались в воде. Не то хулиганы по пьянке сбросили, не то такая странная десоветизация (на Лубянке сбросили Феликса, а в Южном порту — пионеров), не то ураган. А недавно чистили акваторию — и нашли!

— Представляете, — удивляется водолаз, только что вернувшийся из-под воды, зацепив стропами пионера, — несколько дней назад мы его нашли, а сейчас он был полностью под песком и в другом месте — его подзатащило опять. Пришлось искать снова.

И действительно: спустившись с борта МС-1, водолаз долго ходил по дну кругами — только огромные пузыри выдыхаемого воздуха поднимались на поверхность. Вода с каждым движением все мутнее: понятное дело, ил. Но все-таки стропу зацепили, водолаз вылез, стрела небольшого подъемного крана, установленного на судне, пошла вверх…

Над водой появился всего один пионер из трех, без головы — вместо нее просто кусок арматуры. Перехваченный стропой, как поясом, он еще долго висел над водой: рабочие поливали его с борта водой из шланга, чтобы смыть тину и ракушки. На берегу народ фотографировал и пытался дотянуться до бетонного тела. Наконец, его положили на палубу: теперь путь пионера — в руки реставраторов, которые совместно с чиновниками управы и специалистами по наследию решат, что с ним дальше делать.

— А я бы сюда поставила, к богатырям! — говорит Виктория Инина и показывает на столбы-истуканы в шлемах луковицами. Таких раньше любили вырезать из дерева и ставить в качестве воротных столбов либо на детских площадках. Только тут богатыри больше и кряжистее. Здесь будет небольшой народный парк, который решили «брендировать» в богатырском стиле. Возможно, потому, что в Симоновом монастыре неподалеку — могила того самого инока-богатыря Пересвета, благословленного Сергием Радонежским на Куликовскую битву. Тут же, на берегу, — вполне толковые спортивные тренажеры (спасатели со станции их опробовали — говорят, отличная вещь!).

Скульптура ждет реставрации.

Так или иначе, вполне вероятно, что пионеров вернут на место. Потому что куда ж их еще девать: скульптура все-таки типовая, «районного масштаба». А для Южного порта — достопримечательность.

Остальных бетонных юношей сразу найти не удалось (возможно, обнаружат и поднимут в ближайшие дни, как и потерянную голову первого пионера). Вообще же, это пока что самая оригинальная подводная находка сезона в Москве. Самый же частый улов — пустые бутылки: скажем, на Патриарших прудах, кроме них и потерянной гражданами обуви, в этом году не найдено более ничего. Вообще же за последние годы на счету мусоросборщиков «Водостока» — и промышленный мусор, и автомобили, и даже небольшие суда, давно легшие на борт по московским затонам.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28044 от 9 августа 2019

Заголовок в газете: Пионер — водолазам пример

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру