В московских церквях не нашли одноразовых стаканов для причастия

Они все еще не боятся коронавируса

Первое средство против эпидемии коронавируса — избегать массовых скоплений людей. Именно поэтому закрываются на карантин школы, музеи, театры, рестораны — и целые города, если не страны (Италия, скажем, уже целиком объявлена «красной зоной», в Израиле меры безопасности тоже впечатляют).

Они все еще не боятся коронавируса
Фото: Екатерина Душенина

Однако есть один особый вид массовых мероприятий, где просто так взять и отменить всё — не всегда получается. Религиозные обряды для верующих — не развлечение и даже не работа, а один из главных видов духовной поддержки в нынешнее тяжелое время. И тут в каждой конфессии и стране решают по-своему: если в той же Италии после некоторых колебаний храмы сейчас пришлось закрыть, то Русская православная церковь, как и другие отечественные конфессии, пока не готова на такие крайние меры. «МК» выяснил, как оберегаются от коронавируса в московских храмах.

Маленький, уютный старинный храм в центре Москвы. Сейчас Великий пост — напряженное для церковных приходов время; в эти недели на причастие всегда большая очередь. И потому, что пост — самое время подумать о душе, и по более прозаической причине: в обычные дни перед причастием полагается три дня поститься, а в пост это получается само собой. В общем, несколько десятков причастников набирается.

Процедура обычная: люди подходят к Чаше (разумеется, одной на всех — в некоторых храмах бывает несколько Чаш, но к каждой из них выстраивается очередь), потом идут за запивкой. Этой традиции более тысячи лет: еще в византийские времена было установлено правило запивать Святые Дары, чтобы никто не мог, сохранив их «в защечных мешках», использовать для черной магии. Для запивки — серебряные чашки (где храмы победнее — бывают самые обычные фарфоровые), их штук 5–6, запил — верни, ее заполнят снова и передадут другому. Первыми на причастие подходят дети, потом взрослые. После службы все — и причастники, и те, кто не принимал Даров, — целуют большой крест в руке священника.

В обычные времена никакой «антисанитарии» тут не происходит: что касается запивки, все — и разливающие, и причастники — верят в обеззараживающие свойства серебра. А Дары и вовсе было бы странно подвергать сомнению. Но сейчас-то — эпидемия! Другое дело?

— Мы не боимся, — с некоторым металлом в голосе говорит женщина, убирающая огарки с подсвечников. — Если кто-то боится, можно не подходить!

Еще одна опасная — со светской, так сказать, точки зрения — ситуация возникает около икон и мощей (где они есть). К ним ведь принято прикладываться, то есть прикасаться губами. Совместить медицину с верой пытается Священный синод Русской православной церкви: 11 марта он выпустил заявление, посвященное дезинфекции в храмах.

«Священный синод, — написано в заявлении, — считает важным последовательное и неукоснительное соблюдение санитарно-гигиенических мер профилактического характера на приходах и в монастырях, особенно в тех регионах, где эпидемиологическая обстановка официально признана тяжелой, в том числе более широкое применение санитарных растворов для дезинфекции кивотов икон, к которым прикладываются верующие, использование одноразовых стаканчиков для запивки».

Места, куда прикладываются прихожане, действительно протирают специальным раствором (кстати, в отличие от обычных санитайзеров он пахнет цветами!). Что касается чашек для запивки, то одноразовые стаканчики — из пяти посещенных храмов Москвы, в центре и спальных районах, — нигде пока не были замечены. «Нет денег», — отвечают женщины (этой сферой жизни в приходах всегда занимаются женщины).

И действительно, сейчас в приходах точно такой же экономический коллапс, как везде: «до лучших времен» прекращают пожертвования регулярные благотворители-юрлица, а это главный источник денежных поступлений. Но есть еще и психология. Что будет, если из эпидемиологических соображений запретить прикладываться к святыням, — можно узнать, прочитав о Чумном бунте в Москве.

Между тем Духовное управление мусульман России уже заявило, что со своей стороны борется с коронавирусом путем сокращения времени пятничных служб: молитвы в мечетях длятся всего 15 минут. Цель такого шага — максимально сократить скопление верующих в одном помещении, отметили в управлении.

Коронавирус: видео из Казанского собора Петербурга выглядит пугающе

Смотрите видео по теме

Сюжет:

Пандемия коронавируса

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28216 от 14 марта 2020

Заголовок в газете: Право, славно!

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру