Несмотря на важность духовной жизни, с точки зрения эпидемиологической безопасности храм – это такое же общественное место, как магазин, следовательно, там необходимо соблюдать санитарные требования. Маски и перчатки – обязательны, между людьми должна оставаться социальная дистанция не менее 1,5 метров, также предусмотрено регулярное проветривание помещений. Новые правила действуют теперь даже для тех, кто хочет исповедаться – им рекомендовано заранее написать текст исповеди и передать священнику. Делается это все ещё с одной целью – свести к минимуму личный контакт, ведь в условиях пандемии шептать что-то священнику на ухо просто опасно!
- Разумеется, за два месяца накопились вопросы к Богу, поэтому исповедь нужна многим. Но лучше её зафиксировать её в письменном виде и передать священнику. Разговоров тет-а-тет пока что следует избегать. Нужно помнить, исповедь – это общение с Богом, а не со священником, он лишь посредник. Каждый подходит и отдаёт бумажку, священник читает. Если есть вопросы, он сразу ответит или скажет назидание. Разумеется, тайна исповеди сохраняется, ни о каком массовом исповедании речи быть не может. Однако соблюдается социальная дистанция, - рассказал «МК» священник Филипп Ильяшенко, который служит в одном из храмов района Замоскворечье.
Также священник подчеркнул, что во время общения с прихожанами все служители церкви обязательно надевают маску, а вот во время богослужения в алтарной части храма сможет её снимать – там есть возможность находиться в отдалении от всех и выдерживать дистанцию полтора метра.
В храме святой Ефросиньи Московской на Нахимовском проспекте к вопросу социальной дистанции подошли ответственно, но с фантазией – разметку на пол нанесли при помощи приклеенных крест-накрест лент пластыря, а не агрессивно-красных полосок, как в супермаркетах. Всё максимально понятно: где крестик – там и вставай на время службы, а толкаться не нужно. Впрочем, прихожане и не спешат.
- Словами не передать, как я рада, что храм открыли! В этом году в родительскую субботу на кладбище съездить не получается, если бы ещё и в храм было нельзя – совсем не знаю, как обошлась бы. Бог всё знает, это специально день выбрали, - рассказала пожилая женщина, представившаяся Татьяной Степановной.
В церковной лавке, где покупают свечи и пишут записки «Об упокоении» (в родительскую субботу на это особый спрос!) дисциплина в отношении масок и перчаток уже куда менее строгая. Тех, кто хватает ручку для написания записки голыми руками, никто не одёргивает. Маски у многих спущены на подбородок. Между людьми, пишущими записки за столом, явно не полтора метра дистанции.
- Я вообще считаю, что ерунда всё это! Моя сестра живёт под Калугой, там они без проблем ходили в храм всё время. И я специально на Пасху к ней поехала, чтобы на крёстный ход пойти, здесь же всё запретили. Что же получается: мы испугались вируса и отвернулись от бога? Чушь какая! – довольно агрессивно отзывается Надежда Ивановна, живущая неподалёку, на Фруктовой улице. Перчаток на женщине, разумеется, нет, и маска – явно только лишь для галочки.
Напомним, что для людей, изо всех сил отрицающих существование вируса и отказывающихся соблюдать меры безопасности, уже придуман специальный термин – «ковид-диссиденты». Как предупредил иеромонах Дмитрий Першин, такие диссиденты могут встречаться и среди священнослужителей, однако не стоит верить, что священный сан даёт право на легкомысленное отношение к здоровью – своему и окружающих.
- Если кто-то призывает игнорировать запреты – не следует такого человека слушать. В данном случае подвиг во имя веры – это не поход в храм вопреки запретам, а наоборот, готовность отказаться от присутствия на службе, - объясняет отец Дмитрий.
Дискуссионный вопрос в новых реалиях – возможность прикладываться к иконам (не самое безопасное мероприятие с точки зрения эпидемиологии). По словам Дмитрия Першина, сейчас для верующих сделано разумное послабление, и все молитвы можно произнести, соблюдая дистанцию.
- К иконам теперь можно только прикладываться лбом – целовать не обязательно, можно вообще на расстоянии. Во время исповеди священник также не дает целовать ни крест, ни Евангелие, ни руку, телесный контакт вообще исключен, - добавил отец Дмитрий.
Как отметил в свою очередь отец Филипп Ильяшенко, решение в любом случае остаётся за прихожанином.
- Мы не можем запретить прикладываться к иконам, но мы обязаны обеспечить санитарную обработку поверхностей, - лаконично пояснил священник.
В храмах делают все, чтобы предотвратить большие скопления народу. Например, в храме Троицы в Котлах прихожан через Интернет оповещают о том, что служить теперь будут две литургии – раннюю и позднюю, и люди могут сами распределиться так, чтобы не было толпы. Те, кто не поместился в храм (нарушать дистанцию не разрешат!) смогут молиться за пределами храма – на улице, оставаться вне зоны риска. Практически во всех храмах Москвы для этого организуют аудиотрансляцию.
Также священники попросили прихожан не пренебрегать достижениями современной техники: например, можно онлайн перевести в храм деньги за свечи или молитву, а также передать записку о здравии или об упокоении в формате СМС или через официальный сайт храма. В переходе на такой формат нет никакого греха – напротив, это признак сознательности и готовности не подвергать свою жизнь без нужды риску.