Опыт Москвы в борьбе с коронавирусом признан одним из самых эффективных

Такие выводы следует из масштабного международного исследования

Международная консалтинговая компания BCG провела сравнительное исследование, из которого становится ясно, как проходили пандемию мировые мегаполисы, столицы и государства в целом.

Такие выводы следует из масштабного международного исследования

Авторы исследования утверждают: система учета смертности от коронавируса в Москве — одна из лучших в мире по степени детализации. В российской столице публикуют статистику по следующим категориям: случаи, в которых коронавирус послужил основной причиной смерти (в разрезе по смертям с положительным ПЦР-тестом и без подтвержденного ПЦР-теста), или сопутствующей (в разрезе по смертям, где COVID-19 послужил катализатором, и где не оказал прямого влияния на летальный исход). Нередко мегаполисы не публикуют столь детальную статистику — обычно только одну или две общие цифры. Москва оказалась единственным городом среди ведущих мегаполисов, где во всех случаях проводится вскрытие для постановки точного диагноза смерти пациента с COVID-19 или схожими на COVID-19 клиническими проявлениями. Этот подход точнее всего подтверждает наличие или отсутствие коронавирусной инфекции.

В российской столице отмечена высокая степень распространения коронавирусной инфекции. Однако городу удалось удержать низкий уровень смертности. Так, в Москве процент летальных случаев, в которых COVID-19 выступил основной или сопутствующей причиной смерти, составляет 3,8% относительно выявленных случаев заболевания. Для сравнения в Лондоне аналогичный показатель равен 10,7%, в Амстердаме — 11,9%, в Стокгольме — 15,2%, в Милане — 18,1%, в Мадриде — 21,5%.

В Москве — один из самых низких показателей смертей на дому — 1% (в Мадриде — 6%, в Нью-Йорке — 10%). О чем это говорит? Авторы исследования утверждают, что, прежде всего, этот показатель свидетельствует о достаточной мощности развернутых госпиталей и эффективной маршрутизации машин «скорой помощи». В московских госпиталях регистрируется 93% всех смертей от коронавируса. Аналогичные доли в Мадриде и Нью-Йорке составляют соответственно 62% и 77%.

Тестирование на коронавирус в Москве было доведено до самого высокого уровня среди мегаполисов. По данным экспертов, российская столица смогла обеспечить большой объем тестирования и на ранних этапах, и на пике пандемии, — в 3 раза выше, чем в Германии и Южной Корее в первые 4 недели пандемии. В свою очередь, в этих странах в первые недели после начала эпидемии COVID-19 было проведено в 3 раза больше исследований, чем в Италии и Великобритании.

В Москве к моменту исследования было проведено около 1,6 млн тестов на коронавирус — и количество исследований растет с каждым днем. В пересчете получается, что на 100 тысяч человек приходилось более 12,5 тысячи тестов на коронавирус, на 1 выявленный случай — 11,3 теста. «Такой охват и объем тестирования на COVID-19 в том числе позволил удержать уровень смертности от заболевания в городе на низком уровне», — делают вывод BCG.

Тест на коронавирус в обязательном порядке берется у москвичей с признаками ОРВИ, с пневмонией и у людей, проживающих с заболевшими COVID-19. В Москве организован скрининг сотрудников, которые контактируют с жителями, — медицинских и социальных работников, транспортников, коммунальщиков, полицейских. Тестирование проходят пациенты неинфекционных стационаров. Напомним, в Москве 14 мая было запущено исследование популяционного иммунитета жителей к коронавирусу. Отбор участников проводился методом случайной выборки. С 27 мая по поручению vэра Москвы в столице пройти тестирование на антитела к коронавирусной инфекции может любой желающий по предварительной записи. Это — самое масштабное в мире исследование популяционного иммунитета к COVID-19.

Пожилые люди — самая незащищенная перед лицом коронавируса группа людей — была защищена в Москве лучше, чем в других городах мира. В российской столице заболели на 30% меньше пожилых, чем в Италии, и в 3,5 раза меньше, чем в Нью-Йорке.

26 марта был введен обязательный режим самоизоляции для людей старше 65 лет и граждан с хроническими заболеваниями. В городе был сформирован алгоритм оказания помощи горожанам, которые находятся в группе риска по заболеванию коронавирусной инфекцией. Москвичи могли позвонить на «горячую» линию и оставить заявку на покупку и доставку лекарств и продуктов, товаров первой необходимости, выгул домашних питомцев или доставку корма.

Мэр Москвы поручил обеспечить жителям доставку на дом лекарств и медицинских изделий бесплатно или по льготным ценам. Департамент труда и социальной защиты населения оказывал разовую адресную социальную помощь гражданам, которые обязаны были находиться дома на самоизоляции. После введения ограничительных мер москвичам старше 65 лет и хроническим больным выплатили по две тысячи рублей, а 14 апреля они получили еще по две тысячи рублей — при условии отсутствия нарушений.

В московских пансионатах ветеранов войны и труда были своевременно приняты меры профилактики распространения коронавирусной инфекции. Так, еще до начала эпидемии был введен запрет на посещения родственниками, на проведение мероприятий; проживающие были частично переведены на дом или в частные учреждения. В учреждениях были введены карантинные зоны для вновь поступивших или вернувшихся горожан, была выстроена четкая система маршрутизации и лечения заболевших.

В исследовании приводится еще одна тревожная общемировая тенденция — рост смертности от сердечно-сосудистых заболеваний вследствие пандемии. И причины этого не всегда напрямую связаны с COVID-19 — к такому выводу пришли аналитики международного консалтингового агентства BCG. Согласно статистике США, количество обращений в отделения неотложной помощи пациентов с серьезными не-COVID-19 диагнозами и последующей госпитализации значительно снизилось практически с начала эпидемии. Так, с марта посещаемость отделений неотложной помощи упала в два раза. На 30-50% сократилась посещаемость врачей пациентами с хроническими заболеваниями. Результатом может стать рост смертности из-за отсутствия своевременной диагностики и лечения. Подобные тенденции отмечены и в Германии, где количество обращений в неотложную помощь пациентами с сердечно-сосудистыми заболеваниями снизилось на 50%, и в Нидерландах, где снижение амбулаторных посещений пациентами с сердечно-сосудистыми заболеваниями уменьшилось на 15%, а использование операционных методов лечения сердца — на 32%.

Падение количества госпитализации пациентов объясняется боязнью заразиться COVID-19 и ограничительными мерами. Печальные последствия уже начинают проявляться в некоторых странах. Однако дать полноценную оценку событиям можно будет по прошествии нескольких месяцев — результаты во многом будут зависеть от введенных мер по наблюдению за пациентами с прочими заболеваниями.

В исследовании приводятся примеры, как опыт перенесенных эпидемий позволил некоторым странам оперативно ввести правильные меры.

Южная Корея. Ближневосточный респираторный синдром (MERS) в 2015 году.

Уроки и принятые меры: после эпидемии MERS Южная Корея провела поправку в законодательстве, позволяющую в режимах чрезвычайной ситуации проводить тестирование еще не утвержденными наборами для тестирования.

Во время MERS Южная Корея недооценила важность закрытия въезда из стран-очагов эпидемии, поэтому въезд для граждан из провинции Ухань и всех, кто ее посещал, был закрыт в кратчайшие сроки.

COVID-19: распространение/смертность составили 224 человека на 5 млн населения.

Гонконг. Вспышка атипичной пневмонии (SARS) в 2003 году.

Уроки и принятые меры: правительство выбрало строгий подход к раннему карантину — еще до выявления первого случая были предприняты меры по контролю за температурой на границах с последующей. изоляцией. После SARS у граждан остался высокий уровень ответственности: в ходе опроса в день выявления первого зараженного в Гонконге 99% опрошенных сообщили, что начали носить маски.

COVID-19: распространение/смертность составили 141 человек на 1 млн населения.

Тайвань. Вспышка SARS в 2003 году и MERS в 2015 году.

Уроки и принятые меры: После SARS Тайвань создал организацию по планированию и оказанию помощи в борьбе с эпидемиями (NHCC). После начала эпидемии правительство сразу развернуло широкое тестирование. Были оперативно запущены автоматические оповещения о подозреваемых случаях из-за истории путешествий и симптомов и классификация населения по уровню риска для принудительного карантина.

COVID-19: распространение/смертность составили 18 человек на 1 млн населения.

«Опыт мегаполисов, столкнувшихся с COVID-19 раньше, чем Москва, помог подготовиться и обеспечить более мягкий и управляемый сценарий развития пандемии, — говорит управляющий директор и партнер BCG, член международной экспертной практики по здравоохранению Екатерина Тимофеева. — В частности, были приняты такие меры, как раннее введение карантина, развертывание дополнительных мощностей стационара и максимальные объемы тестирования на раннем этапе и пике пандемии, превосходящие в 3 раза аналогичные показатели Германии или Южной Кореи в первые 4 недели пандемии».

Досконально изучить болезнь невозможно без анализа показателей заражения и смертности, без знания характеристик самой уязвимой группы, без понимания эффективности диагностики и лечения разными методами. Только имея на руках эти показатели, можно определить лучшие практики борьбы и с уже пришедшим вирусом. и с его «наследниками».

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру