На «Проспекте Мира» — и кольцевой, и радиальной станциях — висят предупреждающие надписи, стоят сотрудники Центра обеспечения мобильности в желто-красной форме. Все стандартно, разве что не распространяют специальные навигационные листовки, как это было в 2019 году при закрытии Сокольнического радиуса. Впрочем, на «Рижской» и пассажиропоток никак не сравним со всеми станциями от «Красносельской» до «Бульвара Рокоссовского», вместе взятыми. Так что обстановка спокойнее — даже в 9 часов утра, когда в московском метро самое пиковое время.
Записи в мегафонах сотрудников (наконец-то их сделали — негоже заставлять людей постоянно повторять одно и то же вживую!) сообщают: остановка автобуса «КМ» там же, где и всех остальных автобусов. Прямо скажем — огромное облегчение, если сравнивать с Фрунзенским или Сокольническим радиусами, с жулебинскими станциями и другими серьезными закрытиями прошлых двух лет. Тогда остановки «КМ» организовали в нескольких сотнях метров от метро, и получилось, прямо скажем, некомфортно. Тогда, напомним, ответственные лица пытались объяснять, что так надо, чтобы не пересекались потоки. Ну и вообще, пешком гулять полезно. Но, кажется, здравый смысл все-таки возобладал: даешь «КМ» рядом с остальными автобусами!
Однако где же он, компенсационный? Один уехал перед самым носом, это так, но ведь они же ходят «как в метро», друг за другом! Так, да не совсем: интервал составил минут 10. За это время мимо прошли несколько автобусов регулярных маршрутов, они, разумеется, тоже довезут до «Рижской», только не бесплатно. Обладателям проездных без лимита поездок — все равно, кому принципиально сэкономить — дождутся, а многие оплатят поездку, чтобы сберечь пять минут. К тому же все равно большинству нужно не прямо к «Рижской», а дальше.
Следующая остановка «Проспект Мира-радиальная». Совсем то есть недалеко, как раз зебра имеется от вестибюля станции. Но только здесь остановочный павильончик автобус проезжает, останавливаясь метрах в 50 дальше. Что такое? «Временно, ремонт ливневки», — сотрудник «Организатора перевозок», обеспечивающего наземную часть операции «КМ», показывает на свежий асфальт. Починят, стало быть, и должны вернуть остановку на место и для «КМ», и для других автобусов с электробусами.
Еще пять минут в пути — и вот она, «Рижская». Вестибюль пока не огородили забором и не забрали в леса, а вот хулиганы-«художники» уже успели расписать висящие на нем почтовые ящики. Вокруг тоже информационные стенды, сотрудники с мегафоном в трех местах: у подземного перехода, у вестибюля метро и на высадке из автобусов «КМ». Там они оказались нужнее всего: юная девушка и мужчина постарше вглядываются внутрь салона, чтобы понять, почему автобус не отправляется. Три пожилых дамы находятся внутри и намереваются поехать в сторону «Проспекта Мира» — ведь автобус челночный. Кстати, на других «КМ» такое было возможно, в частности, на тех, что ходили во время закрытия станции «Выхино». А тут нет. В салон выходит водитель, пытается урезонить пассажирок. Потом подключаются и сотрудники с улицы.
— Ну согласитесь же, это абсурд! — улыбаясь, все-таки слегка возмущается женщина профессорского вида, выходя из салона. — Зачем заставлять нас идти по переходу к вокзалу, если мы могли бы просто развернуться вместе с автобусом!
— Женщина, поймите, пожалуйста, — настаивает девушка (автобус тем временем уже поехал без пассажирок). — Автобус может пойти в отстойник и стоять там 10, 20 минут. И если что, у меня на груди вот видеокамера. Так делать запрещено!
А потом уже тише добавляет:
— А вообще, конечно, так было бы правильно! Почему нельзя, непонятно...
— Мы уже много раз вели тут такие разговоры, — добавляет ее напарник. — И сообщали наверх, начальству. Думаю, что это улучшат, но они же, конечно, реагируют не сразу.
— «Рижская» — очень спокойная станция, на удивление, — рассказывает дежурящая с первого дня закрытия у вестибюля Елена, элегантная дама средних лет с ярко-синими ресницами. В мирное время она также работает в «Организаторе перевозок» диктором, только у эскалаторов. — Может быть, это связано с тем, что пассажиропоток тут небольшой, а может быть, просто район интеллигентный.
Действительно, формально «Рижская» — это крупный транспортный узел: железнодорожный вокзал по оживленному пригородному направлению, платформа МЦД, множество маршрутов наземного транспорта, Рижский рынок... Но рынок в последнее время не так уж популярен, станция МЦД расположена довольно незаметно и с не самым удобным переходом. А электрички от Рижского вокзала идут полупустые, добирая пассажиров на «Дмитровской» и «Тушинской». Так что действительно народу не так уж много.
В обратную сторону на «КМ» нужно садиться у здания вокзала, то есть действительно перейти под землей через всю площадь. Здесь вовсю строится еще одна станция «Рижская» Большой кольцевой линии, так что заборов и подъемных кранов здесь довольно много. Автобус под развязкой с Сущевским Валом быстро выходит на проспект Мира, здесь останавливается еще раз у 2-го Крестовского переулка — и доставляет на «Проспект Мира» за 5 минут. Особенных реформ дорожного движения, кстати, для этого не понадобилось — на проспекте и так выделенка.