Москве предрекли взрывной рост цен на такси

Золотые времена дешевых поездок уже позади

Последние московские новости, касающиеся такси, вполне тянут на штормовое предупреждение. В самом начале второй волны коронавируса многие пассажиры заметили, что такси стали приезжать реже, а тарифы стали несколько выше. Прошло полмесяца (в течение которых стало очевидно, что общественный транспорт еще долго останется более рискованным способом передвижения, чем такси), и вновь серьезная проблема: Департамент транспорта обнародовал печальную статистику по поводу (не)соблюдения водителями масочного режима. С открытым «забралом» пассажиров обслуживают 60% таксистов, установил департамент. И это серьезно не только потому что таксист без маски и впрямь угрожает здоровью пассажиров в период пандемии. Но и потому, что Москва, судя по всему, готова закрывать «провинившихся» перевозчиков — и значит, учитывая продолжающуюся нехватку водителей, к зиме мы подойдем с ощутимым дефицитом действующих таксомоторов.

Золотые времена дешевых поездок уже позади

- Шесть из десяти таксистов в Москве не соблюдают требования по профилактике коронавируса, - заявили в пресс-службе Дептранса, ссылаясь на данные ежедневных проверок Московской административной дорожной инспекции (МАДИ). — Соблюдение предписаний Роспотребнадзора обязательно для снижения уровня заболеваемости.

Характерно, что обвинять городские чиновники начали не водителей и даже не юрлица-таксопарки, а сразу агрегаторов такси — IT-системы диспетчеризации вызовов, которые в последнее время стали самым мощным из игроков этого рынка. «Агрегаторы не контролируют и не обеспечивают средствами защиты и дезинфекции водителей такси, - отметили в Дептрансе. - Таким образом на заказ приезжают водители без масок и перчаток, а автомобили не проходят дезинфекцию. Агрегаторы экономят на безопасности пассажиров, не тратя деньги на средства защиты и дезинфекции. Из-за политики экономии агрегаторы подвергают опасности пассажиров и провоцируют риск заражения — это недопустимо».

Резюме департамента сурово: чиновники «настоятельно просят агрегаторов и таксопарки не подвергать пассажиров опасности и предпринимать все меры по профилактике болезни». Представители агрегаторов, однако, утверждают, что все необходимое ими делается. «У нас с октября вновь начался усиленный режим дезинфекции, работает целая сеть дезстанций, где любой из водителей-партнеров может провести обработку своего автомобиля,» - рассказал «МК» представитель одного из крупных агрегаторов такси. При этом централизованную обработку машин сам агрегатор не проводит, поскольку не является таксопарком и не может принудить водителей к регулярным обработкам.

- Что касается масок, то с самого начала пандемии мы снабжаем ими водителей — это наш вклад в дезинфекцию транспорта, - добавил представитель агрегатора. - Закупаем в большом объеме и антисептики, все это может взять водитель такси как в Москве, так и в других городах.

Аналогичные меры декларируют и другие крупные агрегаторы, действующие на рынке. При этом опыт пассажиров совпадает с невеселыми выводами Дептранса: весьма часто водитель, приехавший на вызов, оказывается без маски либо в маске на подбородке, и не надевает ее даже во время поездки. «Ко мне приехал таксист без маски, - рассказывает москвичка Валентина И. - Когда я попросила его надеть маску, он демонстративно надел ее только на рот, прикрывать нос категорически отказался. Более того, начал доказывать мне, что «масочный режим это мировой заговор». Я была настолько в ярости, что после поездки написала жалобу в агрегатор, поставила таксисту «единицу». Агрегатор прислал мне промокод как утешительный приз, но никак не сообщил о своей реакции в отношении водителя».

- Проверить наличие средств индивидуальной защиты и тем более их применение по назначению мы не можем, - признается представитель агрегатора такси. - Во-первых, для этого потребовалось бы организовать видеослежение за всеми водителями, для чего нет ресурсов. Во-вторых, у нас нет на это юридических полномочий — мы лишь диспетчерская служба, для проверок существуют рейды Роспотребнадзора и МАДИ.

Городским службам это, без сомнения, тоже известно. Но также известно и то, что если хорошо надавить на работодателя каждого конкретного таксиста, добиться успеха все-таки можно. Так, по заявлению МАДИ недавно приостановили лицензию у таксомоторной компании «Гортакси 24» - такое решение вынес Арбитражный суд Москвы. «Компания не контролировала работу своих сотрудников, - отмечает пресс-служба Дептранса. - Водители не проходили предрейсовые медицинские осмотры, нарушали ПДД и попадали в аварии с пассажирами. Техническое состояние автомобилей также не проверяли — машины легко могли ездить по городу неисправными». О масках, заметим, ничего не сказано — но сейчас отсутствие средств индивидуальной защиты является точно таким же поводом для приостановки лицензии, как и отсутствие предрейсовых осмотров и нарушения ПДД.  

Перевозчиков, между тем, в Москве много, водителей еще больше, и пока до всех «дойдет» - многие компании могут не уцелеть и закрыться. Тем более, что заставить таксиста носить маску под угрозой увольнения в нынешней Москве непросто — кто же тогда за баранку сядет? Очереди «за воротами таксопарка» уже нет: по данным Центра стратегических разработок (ЦСР) в такси дефицит кадров в результате пандемии и закрытых границ особенно острый. Недостаток в рабочей силе испытывают примерно 40% компаний, традиционно нанимающих мигрантов — и таксомоторные парки не исключение. Добавим к этому происходящие прямо сейчас войны между агрегаторами, перевозчиками, независимыми разработчиками софта и законодателями за новый федеральный закон о такси — и станет ясно, что золотые годы «такси по нажатию кнопки и за копейки» - определенно уже позади. И ездить на легковом автомобиле по городу, даже если этот автомобиль с шашечками, а за рулем не вы — постепенно снова превращается в роскошь. 

Сюжет:

Пандемия коронавируса