Метро и хорды пройдут по плану

Заместитель мэра Москвы Андрей Бочкарёв: «В районе бывшего Черкизовского рынка будем развивать застройку, в том числе по программе реновации»

Правительство Москвы утвердило Адресную инвестиционную программу на 2021–2023 годы. Не вмешается ли пандемия в строительство метро, дорог, домов? Или все же возможен отказ от каких-то проектов? Об этом мы беседуем с заместителем мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андреем БОЧКАРЁВЫМ.

Заместитель мэра Москвы Андрей Бочкарёв: «В районе бывшего Черкизовского рынка будем развивать застройку, в том числе по программе реновации»

— Из-за пандемии в мировой экономике наблюдается некоторое замедление экономического цикла. Мы применили небольшое маневрирование по срокам старта строительства некоторых объектов и перенесли их на более поздний период. Тем не менее продолжаем проектировать эти объекты, чтобы, как только ситуация улучшится, их строительство можно было ускорить. Хочу подчеркнуть: перенос сроков ни в коем случае не коснется стратегически важных для Москвы объектов — метро, дорог, объектов здравоохранения. Все они будут построены, деньги выделены в полном объеме. Более того, по возможности, строительство ряда таких объектов даже ускорим.

— Андрей Юрьевич, в ближайшие три года в Москве планируется строительство 25 станций метро. Какие из них откроются для пассажиров в будущем году? Участок Большой кольцевой линии от «Мневников» до «Каховской» будете вводить в несколько этапов? Какой из них поедет первым?

— В будущем году запланирован большой объем работ на Большой кольцевой линии. Намерены построить и подготовить к вводу в эксплуатацию девять станций: четыре на юго-западном участке — «Аминьевская», «Мичуринский проспект», «Проспект Вернадского», «Давыдково», три на юге — «Калужская», «Зюзино» и «Улица Новаторов», две на западе — «Терехово» и «Кунцевская». Открытие большинства из них планируется на четвертый квартал 2021 года. Ввод этих станций в эксплуатацию позволит нам запустить движение по половине Большой кольцевой линии между станциями «Савеловская» и «Каховская». На март 2021 года планируем завершение проходки всех тоннелей Большой кольцевой линии. Что касается участка от «Мневников» до «Каховской», вводить его будем поэтапно. Очередность определим позже.

— Заявлено о строительстве станции «Южный порт» на действующем участке Люблинско-Дмитровской линии, между «Печатниками» и «Кожуховской». В чем необходимость станции в этом районе?

— Поскольку территория Южного порта получает свое развитие, там будут создаваться зоны деловой активности, строиться очень много объектов с местами с приложением труда. Там будут и офисы, и жилая застройка. Поэтому принято решение построить в этом районе станцию метро на действующей линии. Планируем сделать так, чтобы минимизировать сроки интеграции этой станции и возможного кратковременного закрытия движения на этом участке линии. Пока находимся на стадии проектирования, с мэром Москвы будем в ближайшие два-три месяца обсуждать детали. Строительство станции планируем начать где-то через полтора года.

— Еще одну станцию — «Суворовскую» — планировалось построить на действующей Кольцевой линии. Планы остаются в силе?

— Да. Мы ведем проектные работы, но есть один нюанс: поскольку станцию будем возводить фактически в створе и примыкать к действующей Кольцевой линии, уточняем технологические решения. В первую очередь как построить и ввести станцию «Суворовская» в эксплуатацию, не останавливая движения на Кольцевой линии. Для этого потребуется, возможно, строительство так называемых обходных тоннельных участков. Вопрос достаточно сложный, и сейчас мы занимаемся выбором оптимального решения для проектирования и строительства этой станции. Как только этот вопрос решим, поймем и весь алгоритм дальнейших действий. Соответственно, после этого будем готовы заявлять о сроках строительства «Суворовской».

— Когда приступите к строительству Рублево-Архангельской линии метро?

— Сейчас мы занимаемся вопросами градостроительной документации, предпроектных работ, уже утвердили трассировку. Возможно, в ближайшее время приступим к ряду подготовительных работ — в частности к строительству конструкций станции на пересечении со станцией «Карамышевская», где будут пересекаться Большая кольцевая и Рублево-Архангельская линии. Активные работы по этой линии, скорее всего, начнем после 2022 года.

— На каком этапе находятся работы по Бирюлевской линии?

— Мы занимаемся вопросами увязки будущей Бирюлевской ветки с действующими линиями метро — в первую очередь с теми, которые находятся на территории ЗИЛа и района Царицыно. В целом трассировка новой ветки утверждена. Мы уже начали выполнять предпроектные работы, приступаем к изысканиям на участках, являющихся наиболее важными для этой линии. Думаю, что в 2021 году приступим к подготовительным работам, после чего определим начало основного этапа строительства.

— Какие работы ведутся на участке Юго-Восточной хорды возле бывшего завода полиметаллов?

— Все работы по строительству хорды ведутся в спокойном, штатном режиме. Никаких проблем не возникает. Сейчас возводятся основные несущие конструкции, колонны. Готовимся к установке пролетных строений для того, чтобы выполнить этот участок, в том числе подготовиться к «переходу» через Москву-реку. Остальные объекты Юго-Восточной хорды строятся в соответствии с графиком. Все работы по хорде планируем завершить в 2022 году.

— Анонсировалось, что на юго-востоке Москвы за три года планируется построить дублер Люблинской улицы, который станет новой вылетной магистралью. Когда начнется стройка и сколько времени займет?

— Дублер Люблинской улицы — очень важный элемент дорожно-транспортной системы, который позволит разгрузить юго-восточный сектор города. По сути, это будет еще одна вылетная магистраль Москвы. Она пройдет от Третьего транспортного кольца через реорганизуемую промзону «Люблино», пересечет Курское направление Московской железной дороги (МЦД-2), а далее через Печатники и район Южнопортовый дойдет до развязки МКАД с Бесединским шоссе. Подготовительные работы уже идут, а основные строительные планируем развернуть в будущем году. Часть дорог реконструируем в составе существующих улиц, другие участки построим заново. Завершить все работы намерены уже к 2023 году.

— В Москве планируют построить и дорогу для соединения Северо-Восточной хорды и магистрали Москва — Казань. На какой стадии проект?

— К интеграции с будущей скоростной платной трассой М12 Москва — Нижний Новгород — Казань дорожная система столицы практически полностью готова. Восточный участок Северо-Восточной хорды как раз и является связующим элементом хорды и скоростной трассы: он проходит от Лухмановской улицы до границы с Московской областью. Часть работ, которую должен делать город, мы выполнили уже на 95%. Сейчас ждем проектных решений со стороны коллег из федеральных структур для того, чтобы запланировать и запроектировать дополнительные объемы. Когда строительные работы по трассе Москва — Нижний Новгород — Казань развернутся в полном объеме, выполним и все необходимое по расширению части улиц. Думаю, успеем это сделать к 2023 году.

— Продолжается реализация программы реновации. Сколько волн переселения планируется, хватает ли стартовых площадок под строительство?

— Напомню, что 75 домов мы уже построили, из которых 60 передали под заселение. В процессе переезда сейчас 27,4 тысячи человек. Из них более 22 тысяч уже справили новоселье. Строим еще 175 домов и 89 проектируем. В 2021 году планируем начать переселять 29 тысяч жителей. Что это значит? Если мы, к примеру, готовим какой-то дом к переселению в ноябре, то сам процесс переезда — от уведомления до фактического переезда — занимает где-то шесть-восемь месяцев. Всего же, если брать в расчет и текущий год, за пять лет (с 2020 по 2024 год) планируем переселить около 170 тысяч жителей. Что касается стартовых площадок, то на сегодняшний день у нас их 472. В принципе этого количества достаточно, чтобы поднять первую волну переселения. Наиболее приемлемо и удобно провести реновацию в три волны — это как раз займет 10–12 лет. В то же время есть около десятка районов, где пока нам видится четыре волны в связи с тем, что площадки там не очень удобные с точки зрения переселения. Но это, конечно, много, поэтому прилагаем усилия к тому, чтобы сократить количество волн. Для этого ищем новые площадки.

— Как будет развиваться территория бывшего Черкизовского рынка? Планируется ли там строительство жилья по программе реновации?

— Район бывшего Черкизовского рынка является важным городским элементом. Мы будем развивать там застройку, в том числе по программе реновации. В работе находятся два участка. На одном строится два пятисекционных дома на 840 квартир, а еще на двух разрабатываются документация и проекты планировки. В часть квартир переедут участники программы реновации. В 2022 году мы уже будем сдавать эти объекты в полном объеме и начнем переселение людей, которые в этом районе проживают в старых домах. Работы ведутся по плану, объем работы большой, но мы с ним справимся.

— Каковы перспективы завершения строительства проблемного жилищного комплекса «Царицыно»?

— Планируем полностью достроить жилой комплекс до конца 2021 года. Напомню, что в октябре этого года мы уже закрыли вопрос по первой очереди жилого комплекса, введя в эксплуатацию оставшиеся пять корпусов (№1, 2, 3, 4, 11) — 1210 квартир. В ноябре началась выдача ключей дольщикам. Сейчас ведем работу по достройке второй очереди — корпуса №23, 24, 25, 27, 28/29, 30 и 31. Квартиры в них ожидают три тысячи дольщиков. Согласно «дорожной карте» планируем ввести эти корпуса в четвертом квартале 2021 года.

МОСКОВСКИЕ ДОРОГИ ПРОЕКТИРУЮТ С BIM

Большинство строящихся в столице магистралей — это сложные инженерные сооружения, включающие в себя мосты, эстакады, путепроводы и тоннели и зачастую требующие нестандартных проектных решений.

— В проектирование транспортной инфраструктуры активно внедряются технологии информационного моделирования — BIM. Они не только позволяют оптимизировать сроки и стоимость строительства, но и обеспечивают единую модель объекта на всех его жизненных этапах — проектирования, строительства и эксплуатации, — рассказала генеральный директор группы компаний «Моспроект-3» Анна Меркулова.

Например, для строительства Северного дублера Кутузовского проспекта специалисты «Моспроекта-3» создали уникальную цифровую модель местности, включающую в себя рельеф и существующие коммуникации на площади 320 гектаров. Модель содержит библиотеку инфраструктурных элементов, технологии автоматизации и нормативные документы, что позволяет оперативно управлять изменениями в проекте. За эту работу команда «Моспроекта-3» удостоена престижного отраслевого титула «BIM-лидер в инфраструктуре».