Вырубка яблонь в столице поставила провластные партии в трудное положение

Спил деревьев идет ради дублера Кутузовского проспекта

К концу 2020 года в Москве активизировались сразу несколько градостроительных конфликтов, самый заметный из которых связан с предстоящим строительством Северного дублера Кутузовского проспекта. Трасса должна пройти от Москвы-Сити до МКАД, где соединится с платным объездом Одинцова — и проложили ее в том числе через несколько зеленых зон. Жители ЗАО были недовольны проектом с самого начала, но когда деревья начали вырубать, конфликт перешел в «горячую» фазу.

Спил деревьев идет ради дублера Кутузовского проспекта

С самого начала декабря в районах вдоль Кутузовского — а это Дорогомилово, Кунцево, Можайский, Фили-Давыдково — обстановка боевая. Строители — а точнее, специальные подрядчики-вырубщики — начали пилить деревья в дубовой роще на улице Ивана Франко 10 декабря. Роща была небольшая и уже спилена полностью, не уцелела даже местная достопримечательность — трехсотлетний Кунцевский дуб. Площадь яблоневого сада на Кутузовском, напротив Парка Победы — куда больше, поэтому там порубка еще продолжается. Работают подрядчики в темное время суток, порубочных билетов местным жителям не предъявляют. Но, разумеется, утверждают, что с документами все в порядке.

- Может быть, у них и есть порубочные билеты, хотя мы их и не видели ни разу, - отмечает жительница Кунцево Елена Ф., несколько раз выходившая на защиту сада. - Но даже если все документы в порядке, нам от этого совершенно не легче. Потому что мы росли в этом саду, наши родители тоже помнят его с детства.

Яблоневый сад был разбит на этом месте в 1947 году, сажали его московские пионеры — это были годы реализации так называемого Плана преобразования природы, в рамках которого было создано движение «Украсим Родину садами». В послевоенные годы считалось, что плодовые деревья прекрасно подходят для озеленения Москвы — особенно периферийных районов. Так появились яблоневые сады при МГУ в начале 1950-х — и вот этот, на Кутузовском проспекте. До последнего времени там вызревали яблоки, которыми не брезговали многие москвичи. По поводу «университетского» сада, кстати, ходит легенда, что распоряжение озеленить территорию МГУ яблонями дал лично Сталин, заботясь о «вечно голодных студентах».

- В 2012 году прошли первые слушания по проекту Северного дублера, и жители нашего района были с самого начала резко против, было несколько митингов, - вспоминает жительница Дорогомилова Ирина Р. - На нашей стороне были и многие муниципальные депутаты, причем независимо от их партийной принадлежности. С 2015 года очертания проекта стали вырисовываться отчетливее, мы неоднократно выступали с протестами. Была надежда затормозить проект, упирая на то, что деревья были посажены в память о Великой Отечественной войне — это действительно так, сад появился в том числе как компенсация потерянных в войну зеленых насаждений. Но символика тоже, как видим, не помогла.

Жест отчаяния: уже во время вырубки, 27 декабря, жители перекрывают Кутузовский проспект. Десятерых активистов задерживают — происходит скандал: среди задержанных мамы, которых дома ждут дети. 29 декабря заседает суд, который выносит участникам акции административные штрафы в размере до 10 тысяч рублей. 

- Это расстраивает, но не останавливает, - говорит Елена Ф. - Я не была в числе тех, кто перекрывал дорогу, и понятно, что сделать такое можно только один раз: за повторное нарушение такого рода ответственность уже уголовная. Но жителей района, которым нравится сад и не нравится идея дублера, достаточно много.

Ситуацию не прокомментировали ни в Департаменте природопользования, ни в стройкомплексе. Неофициально сотрудники «Мосприроды» сообщили «МК», что общий объем зеленых насаждений Москвы не уменьшится, на западе города (а именно в ЗАО ведутся вырубки) будет проведено компенсационное озеленение. Это действительно решает проблему с точки зрения документооборота и отчетности — но очевидно, что жителям прилегающих к будущему дублеру районов от этого не легче.

- Наивно думать, что такими протестами они могут остановить стройку дублера, - рассказал «МК» руководящий сотрудник одного из ведущих транспортно-строительных подрядчиков в Москве. - Проект был готов около 15 лет назад, это гигантская работа, необходимость дублера признана на всех уровнях, поэтому он будет построен. Альтернативных землеотводов попросту нет, поэтому будут тянуть дублер именно там. Будут дальше перекрывать дороги — значит, придется их разгонять, но в любом случае силы тут просто несопоставимы, люди зря тратят время.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру