Электросамокатам собрались запретить езду в московских парках

Высокий травматизм связывают с гонками лихачей вне велодорожек

В Москве продолжают обсуждать перспективное законодательство о средствах индивидуальной мобильности – так собирательно называют электросамокаты, моноколеса, гироскутеры и другой «малый электротранспорт». Скорее всего, мощные электросамокаты будут приравнены к мопедам, а на тротуарах им придется двигаться с пешеходными скоростями. Для столичных парков специалисты предложили ввести отдельные, более жесткие правила: движение вне велодорожек и специальных трюковых площадок могут вообще запретить.

Высокий травматизм связывают с гонками лихачей вне велодорожек

Движение механизированных средств индивидуальной мобильности – электросамокатов, моноколес, гироскутеров и тому подобных – может быть запрещено на территории московских парков площадью менее 14 гектаров. Такую идею предложил на заседании профильного круглого стола Мосгордумы Игорь Бускин – директор парка культуры и отдыха «Бабушкинский».

– Понятно, что прогресс не запретишь, и нужно относиться к электрическим средствам передвижения лояльно, – отметил депутат. – Тем не менее предлагаю рассмотреть ряд ограничений на использование этих средств в парках. Так, в парках, не имеющих велодорожек – это, как правило, малые парки площадью меньше 14 гектаров, – стоило бы категорически запретить передвижение на электросамокатах и тому подобной технике. Там узкие дорожки шириной до 2 метров, мы убираем их малой техникой, там медленно гуляют люди – в результате получается большой травматизм.

Игорь Бускин внес предложение ограничить передвижение моноколес и гироскутеров специальными площадками в парках, где можно кататься и заниматься на них. На других территориях эти средства использовать не стоит: там большое количество посетителей, а используют электротранспорт в основном дети, что создает дополнительные риски. Кроме того, депутат предложил ограничить скорость электрических СИМ в парках скоростью пешехода – 7 километров в час. Напомним, сейчас в эксплуатации находятся электросамокаты, способные развивать до 60 и более километров в час.

Выступление депутата было не самым радикальным и не самым эмоциональным на круглом столе Мосгордумы. С началом теплого сезона 2021 года стало очевидно, что «электроколеса» действительно многими воспринимаются как проблема и даже угроза. Хотя все выступавшие признавали прогрессивность и удобство СИМов, их неизбежность для современного мегаполиса.

– От того, что происходит на тротуарах, в пешеходных зонах сейчас, иногда становится страшно, – отмечает депутат МГД Елена Николаева. – Мне самой недавно было очень страшно: я гуляла с ребенком, и в считаных сантиметрах от его головы пролетел самокатчик. Проблема очевидна. Но значит ли это, что мы должны запретить в городе средства индивидуальной мобильности? Нет, потому что это прогресс, это возможность перемещаться по городу индивидуально и при этом разгрузить дороги от автотранспорта. При этом категорически неправильно было бы оставлять эту сферу без регулирования. Только за несколько первых дней нынешнего сезона проката электросамокатов на этих аппаратах было совершено около 60 тысяч поездок. Это говорит о востребованности СИМ.

Поправки, учитывающие наличие электросамокатов и им подобных средств передвижения, еще в 2019 году предлагались Минтрансом, но были отвергнуты как слишком «сырые». Сейчас новый вариант законодательства готовится более серьезно – с участием и Минтранса, и ГИБДД, и общественников (организаций пешеходов, автомобилистов, велосипедистов, транспортников). В течение нескольких месяцев работы основные положения проекта удалось сформулировать. Первое из них: для движения по автомобильным дорогам и со скоростью более велосипедной (25 км/ч и выше) – электросамокаты нужно приравнивать к мопедам (соответственно, от водителей потребуются права любой категории, защитный шлем и абсолютная – как для всех водителей – трезвость).

Второе: на тротуарах и в пешеходных зонах скорость нужно ограничивать (размер скоростного лимита – один из предметов жарких споров, предлагаются цифры от 7 до 25 км/ч). Предполагается также запретить возить на электросамокатах пассажиров, предметы и животных. Кроме того, возможно, для электросамокатов будет, как и для всех механических транспортных средств, ограничен возраст водителей: с 14 или 16 лет. И – как уже упоминалось – возможно, для парков появятся отдельные, более строгие правила.  

– Пользователей электросамокатов можно разделить на две категории, – отмечает представитель парковой инфраструктуры столицы Дарья Косинова. – Те, кто использует СИМы как транспорт, и те, кто использует их как форму досуга. На примере московских парков мы видим, что число тех, кто пользуется СИМами в качестве досуга, постоянно растет. Люди берут самокаты и идут кататься в парках. Эта тенденция будет увеличиваться.

Аналогичным образом 10 лет назад развивался велотранспорт – и это внушает оптимизм: мы видим, что удалось эту историю урегулировать, создать велокультуру. С электротранспортом пока не так: только за 2020 год в парках произошло 272 происшествия с участием СИМ. Проблема травматизма стоит достаточно остро. Усугубляет ситуацию то, что очень часто электросамокатами пользуются дети и подростки: правила прокатных компаний возраст не ограничивают. Поэтому для нас целесообразно обсудить возрастные ограничения на прокат. Такие ограничения – 16, 14 лет – есть в странах Европы. Что касается технологического ограничения скорости электросамокатов – считаем разумным установить лимит в 15 км/ч.

Не такая серьезная, то тоже ощутимая проблема – хаотичная парковка электросамокатов на тротуарах. Аппараты, брошенные как попало, портят вид города и мешают пешеходам, подчеркнула Дарья Косинова.

Разработчики поправок ориентируются на западный опыт. Действительно, времена «анархии» для СИМов в Европе уже позади. Так, в Германии запрещено движение на электросамокатах по тротуарам, в Великобритании для управления СИМами нужны права, во Франции предельная скорость электросамокатов ограничена 25 км/ч, причем также нельзя двигаться по тротуару. В Италии запрет на езду по тротуарам введен повсеместно, а в Польше – на тротуар и пешеходную зону нельзя выезжать, если рядом есть велодорожка. И скорость ограничена пешеходными значениями.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру