Напротив Кремля выросла русская античность Николая Полисского

Художник впервые за многие годы представил персональную выставку

«Я — натуральный продукт», — говорит о себе Николай Полисский, который 21 год назад бросил живопись и начал строить фантастические арт-объекты из дерева в Никола-Ленивце. С тех пор его главным выставочным пространством стали поля, а в галереях он разве что показывал неоконченные проекты, которые потом находили свое место в арт-парке Калужской области или иных просторах. И вот спустя годы Полисский впервые открыл персональную выставку — да еще напротив Кремля. Натуральную философию «Русской античности» из орешника изучил корреспондент «МК».

Художник впервые за многие годы представил персональную выставку

«Русская античность», и правда, натуральная. Кажется, что новые скульптуры из орешника, выставленные теперь в галерее Red Line, сделаны без гвоздей. Что ветки сами собой приклеились друг к другу, превратившись в античные руины и готические соборы. На самом деле у них есть металлический каркас, а гвозди замазаны специальным составом цвета дерева. Однако эффект «вау» здесь очень к месту и в концептуальном смысле. Ведь на Руси своей античности не было, однако эта эпоха, где родились понятия о свободе, демократии и государстве в том виде, в котором они и сегодня существуют в западноевропейской цивилизации, повлияла и на нас. 

Интересно, что впервые термин «русская античность» прозвучал в 1999 году в одноименной книге философа и культуролога Георгия Кнабе (1920–2011). Ученый уверен, что древнегреческие и римские идеи влияли на нашу культуру с XIV века, а с середины XVII до середины XIX вв. в России основную роль играл римско-государственный опыт. То есть античная философия и эстетика прорастали в русской культуре, меняя и дополняя ее, а позже, в ХХ столетии, оставались мотивом или неким фоном в отечественном искусстве (достаточно вспомнить сталинский ампир). Возможно, Николай и не читал труд Кнабе, но очевидно, что интуитивно он осознает и чувствует этот глобальный синтез культур. И создает собственный феномен — современную русскую античность со своими, авторскими, декоративными элементами. Он придумывает свою вариацию вечного искусства, создавая ее из временного материала. Полисский не стремится к тому, чтобы его произведения веками выставлялись в музеях, он не жалеет ни об одном сожженном объекте. Здесь главное, что объект этот появился, потряс и исчез, оставив после себя миф, который спустя годы будут обсуждать и додумывать. Так ведь случилось и с античностью: она (особенно в России) живет легендами, продолжая как-то влиять на нас... 

Перед нами будто бы останки колонн, только созданы они не из мрамора или камня, а из веток, найденных в русском лесу. Базы украшены разными декоративными элементами, которые напоминают нам об ионическом, дорическом, коринфском ордере, но не повторяют классику. Украшения колонн придуманы Полисским и его артелью (в 2000-х художник собрал вокруг себя мужиков из ближайших разоряющихся деревень, они стали его помощниками и подмастерьями, и теперь это особое направление). В подписях к произведениям значится: никола-ленивецкий ордер. Колонны, кстати, сборные. То есть их можно собрать, как конструктор, в разных вариантах, и, скорей всего, так и будет — после выставки «Русскую античность» наверняка вернут в Никола-Ленивец и найдут для нее достойное поле. 

Помимо античных колонн на выставке есть и деревянный готический собор, который отбрасывает на стену столь загадочную тень, что ее можно считать отдельным произведением. Есть еще зиккурат, который напоминает, что «Архстояние» начиналось именно с этого сооружения из сена, но, что важнее, говорит о синтезе культур. А завершается выставка видео, где на нескольких экранах можно увидеть разные объекты арт-парка и перформансы, некогда происходившие в них, погрузиться в историю намоленного места. Никола-Ленивец и Полисский в современной русской истории чем-то напоминают античность как феномен — они уникальны, у них есть своя философия и мифология.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру