Мигранты объяснили, почему в Москве участились массовые драки

С документами стало легче, с работой и деньгами сложнее

Сразу несколько массовых драк с участием трудовых мигрантов произошли в Москве в последние недели. Отреагировала не только полиция — задержаниями и депортациями — но и мэр Москвы, заявивший 28 августа, что «таким гостям мы не рады». Кто и почему нарушил в целом спокойную до последнего времени атмосферу в среде московских трудовых мигрантов, разбирался «МК».

С документами стало легче, с работой и деньгами сложнее

Мэр Сергей Собянин выступил в очень жесткой стилистике — такие слова мы привыкли обычно слышать на кухнях, но не по официальным каналам.

«В последнее время произошло несколько серьёзных правонарушений, - отметил градоначальник в своем блоге. - Так не пойдет. Таким гостям мы не рады». По словам мэра, полиция в последние месяцы провела жесткие рейды. Дан ход восьмистам уголовным  делам, депортировано около 200 человек, 17,5 тысячам запрещен въезд в Россию. «Москва – город гостеприимный, - добавил он. - Но будьте добры в гостях вести себя подобающим образом».

В последний раз что-то подобное творилось в Москве восемь лет назад, осенью 2013 года, когда в Бирюлево были массовые беспорядки, завершившиеся ликвидацией крупной плодоовощной базы — центра сосредоточения мигрантов. Правда, тогда речь шла о столкновениях между «местными» и «неместными», а в 2021 году драки идут между представителями разных диаспор. Москвичи в этот момент благоразумно уклоняются от участия — проще говоря, прячутся, чтобы не зашибли ненароком.

- Картинка пугающая, но только для тех, кто не видел, как вполне себе россияне дрались в начале девяностых, - рассказал «МК» таксист Валерий Гриндин, свидетель одной из недавних массовых драк на востоке Москвы. - Я тогда был молодой, ничего не боялся — и вот так же точно бегали с монтировками... Причина — например, на Курском вокзале братва решила, что посторонним здесь стоять нельзя, привез клиента — уезжай пустым. Мне рассказывали ребята, что сейчас тоже делят бизнес, рабочие места. Вообще, если кто-то где-то погром устраивает — смотри, в чем тут экономика, это закон.

Корреспонденту «МК» удалось при помощи социальных сетей найти участника одной из драк такого типа — она произошла в Химках в июле этого года. Алимжон, как представился собеседник «МК», работает продавцом стройматериалов и после драки задержан не был — покинул место потасовки до приезда полиции.

- Мой брат работает на стройке, - рассказал Алимжон. - Он в России уже три года, стал бригадиром. Они хотели повысить зарплату. Строителям, разнорабочим платят 20 - 30 тысяч. На эти деньги сейчас нельзя прожить. Поэтому они не вышли на работу. А те пришли на фирму и сказали — мы будем работать вместо них. После этого начали разбираться. Меня брат позвал на помощь, мы всех своих по вацапу собрали. А попали в полицию в основном те, а не наши. Так что зарплату подняли. Но ненамного, на 5 тысяч. Работают.

Неформальный рынок труда, на котором и задействованы сотни тысяч российских мигрантов — знаком, как видим, и с забастовками, и со штрейкбрехерством. Все как в повестях Теодора Драйзера про США вековой давности. Все подобные вопросы обостряются по мере того, как полноценно оплачиваемых рабочих мест становится меньше.

Точнее, места-то никуда не деваются — это жизнь дорожает, и растущие цены на всё заставляют требовать индексации. А работодатели в массе своей пока надеются удержаться…

- Я получаю зарплату в 45 тысяч рублей, - рассказала парикмахер Айшат. - 20 тысяч я до последнего времени откладывала, отправляла маме в Ташкент, еще 15 тратила на комнату рядом с работой, 10 оставалось на жизнь. Сейчас мне уже не хватает 15 тысяч на повседневные расходы — еда сильно подорожала. А недавно хозяин квартиры сказал, что с сентября будет новая цена — с меня на 5000 дороже. Получается, что маме я отправлю не 20, а 10 тысяч рублей. А повышать зарплату — хозяйка говорит, «подумаем, может быть, в следующем году».

И парикмахеры, конечно, драться не полезут (особенно если они женского пола). А вот ребята попроще — грузчики, строители, водители — те могут и действительно стенка на стенку пойти.

- Есть напряженность, - констатирует президент Ассоциации мигрантов России Вадим Коженов. - Например, очень дорогие до сих пор билеты на самолет: раньше можно было слетать на родину за 10 тысяч рублей, теперь нужно выложить за билеты от 40 до 70 тысяч. Добавьте к этому два месяца жары, которая всех измотала, а ведь работать надо. Отсюда и драки.

По словам Коженова, замешанных в беспорядках мигрантов депортируют с запретом въезда в Россию на 40 лет — фактически пожизненно. Это — после пятнадцати суток за «хулиганские действия», как это называлось в советские времена. Но даже такое суровое наказание — позволит ли побороть тенденцию к дракам? Непонятно — тем более, что без рабочих рук мигрантов встанут не только стройки.

- В России колоссальный дефицит рабочих рук, который едва восполнял приток мигрантов даже в доковидные времена, - отмечает Юрий Московский, председатель Комиссии по миграционной политике Совета по делам национальностей при правительстве Москвы. - Говорить о визовом режиме и других строгостях, призывать не пускать мигрантов можно сколько угодно, но жизнь и развитие в России при таких условиях остановятся, это тупик. Поэтому необходимо делать ставку на законопослушных людей, которые хотят работать в нашей стране, в нашем городе.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28612 от 30 августа 2021

Заголовок в газете: Мигрант на выживание

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру