Вскрылись подробности испытания системы распознавании лиц в метро: рожи не корчить

Московская подземка готовится к “фейс-контролю”

На 15 октября в Московском метрополитене намечен официальный старт системы Face Pay – это распознавание лиц на турникетах для прохода. К системе уже подключена 241 станция метро, ее тестируют сотрудники подземки и волонтеры. Обычно в связи с «обслуживанием по лицу» принято переживать по поводу «Большого брата» - полная цифровая прозрачность многих настораживает. «МК» поговорил с участниками испытаний: похоже, что вместо тоталитаризма нас ожидает грандиозный беспорядок.

Московская подземка готовится к “фейс-контролю”

Всмотритесь в турникеты, по которым вы проходите в подземку: на всех станциях метро над ними появились столбики с глазами-камерами. Это и есть инфраструктура для прохода по системе Face Pay: камера распознает лицо пассажира, сопоставит его с данными личного кабинета и откроет ворота. Если, конечно, найдет совпадение.

Поток пассажиров идет через турникеты по обычным «Тройкам» и банковским картам, пока не замечая камер. Как можно зарегистрировать свое лицо в системе — пока не знают ни кассиры, ни сотрудники службы безопасности (впрочем, последние указывают на Филевскую линию — там идут какие-то испытания). Ждите, мол, 15 октября, и вам всё объяснят. Колл-центр «Московский транспорт» отвечает в том же духе.

Из того, что известно официально — есть только торжественные реляции Дептранса о том, что Москва будет первым городом в мире, где проход в транспорт по лицу будет использоваться в столь широком масштабе. Между тем, до ввода системы в «товарную» эксплуатацию остается всего две недели.

Как это будет работать?

- Мы думали, что никто не будет записываться, - заявил в начале сентября мэр столицы Сергей Собянин. - Кому охота себя фотографировать, заводить в систему свои данные, привязывать банковский счет — это же с ума сойти. Пятнадцать тысяч за несколько недель записались. С 15 сентября мы удвоим количество станций, а с 15 октября сделаем по всем станциям метрополитена Москвы.

Речь, судя по всему, идет именно о волонтерах, испытывающих Face Pay. Значительная часть из которых — штатные сотрудники подземки: они стали волонтерами практически поголовно. Несколько участников испытаний рассказали «МК» о своих впечатлениях.

- Полет в целом нормальный, - говорит машинист-инструктор метрополитена, зарегистрировавшийся в системе еще летом. - Но скоростью Face Pay не впечатляет. На одних станциях он работает быстро, а на других «тормозит» секунд по десять, иногда и больше. Это то, что я проверил на себе. В остальном по фотографии распознает, проблем нет.

- У меня все пошло нормально только с третьей попытки, первые две фотографии оказались непригодными, - сообщила дежурная по станции. - Оказалось, что, как и с документами, при фотографировании нужно держать спокойное лицо, не улыбаться. Система плохо распознает эмоции, похоже. А время реакции — примерно такое же, как с оплатой по банковской карте. То есть замедленное.

- Чтобы проходить по лицу, приходится обязательно снимать маску перед турникетом, - добавляет сотрудник службы безопасности метрополитена. - Плюс к тому, нужно следить за выражением лица. Мы проверяли: если скорчить рожу, камера тебя не узнает, если ковыряешь в носу или сморкаешься — то же самое. Темные очки и маска — камера тебя точно не распознает.

Подключить распознавание лиц после 15 октября можно будет в личном кабинете на портале московского метро. Там, как рассказал «МК» сотрудник одного из подрядчиков Департамента информационных технологий, появится специальная кнопка, а дальше все будет интуитивно понятно: потребуется сделать фотографию при помощи камеры смартфона или компьютера, ввести данные банковской карточки. При проходе будет либо списываться тариф с «Кошелька», либо применяться действующий проездной.

Зачем и кому это нужно?

Итак, пока что распознавание работает не слишком быстро и не идеально качественно; тем не менее, сроки ввода в действие системы Face Pay не меняются. Возможно, причина — гонка за лидерством в транспортных инновациях, но есть, похоже, и другие причины.

- В первую очередь система распознавания лиц обеспечивает безопасность поездок, - рассказал журналистам Андрей Кичигин, глава Службы безопасности метрополитена. - Такие системы используются во многих странах и отлично себя зарекомендовали в Лондоне, Сингапуре, Дубае — сегодня это одни из самых безопасных мест в мире, при том что там много мигрантов и приезжих.

По словам менеджера, внедрение оплаты по лицу должно уменьшить очереди на кассах метро. Заметим, что на ряде станций с невысоким пассажиропотоком уже сейчас кассы работают не все время, что метрополитен открыт. Пассажирам предлагается пользоваться автоматическими терминалами оплаты. Такая практика вполне привычна для Европы, но пока создает неудобства для некоторых пассажиров в Москве.

Для регистрации в системе Face Pay все-таки необходимо однозначно себя идентифицировать — вплоть до номера телефона и банковской карты. А значит, если к вашим поездкам возникнет интерес у правоохранителей (или у нелегальных покупателей взломанных баз — такое ведь тоже бывает), этот интерес будет довольно просто удовлетворить.

Кроме того, камеры распознавания лиц дополняют инфраструктуру для зональной оплаты проезда в подземке. «На Московских центральных диаметрах (МЦД) была опробована система двойной валидации транспортной карты, на входе и на выходе, - рассказал сотрудник подрядчика ДИТ. - При необходимости с новыми турникетами метро можно будет включить эту систему и в подземке. Тогда тариф будет зависеть от расстояния поездки, переходов». Добавим к этому попытки Дептранса стимулировать поездки в определенное время суток (акция «Время ранних») - и мы поймем, что скоро нас ждет довольно радикальное усложнение тарифного меню.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру