Благоустройство лесопарков вызвало нарекания москвичей: «Убийство ландшафтов»

Механизмы обсуждения таких проектов недостаточно проработаны

В ближайшие годы в Москве будут благоустроены несколько крупнейших лесопарков — в том числе Битцевский лес, Покровское-Стрешнево и Кусково. Это часть общемосковской кампании по приспособлению природных территорий для комфортного отдыха горожан. При этом многие москвичи происходящему не рады и считают это «убийством природных ландшафтов». А дело, кажется, в столкновении разных концепций обращения с природой.

Механизмы обсуждения таких проектов недостаточно проработаны

Благоустройство московских зеленых зон заложено в проекте столичного бюджета на 2022 и плановый период в 2023-2024 годы. Финансирование ведется по программе «Развитие городской среды», на которую в 2022 году предполагается выделить 106,9 млрд рублей (в эту программу, разумеется, входит не только благоустройство парков, но и, например, работы по озеленению и комплексное благоустройство районов).

Главные «лесопарковые» площадки, в которых пойдет работа — это Битцевский лес, Покровское-Стрешнево и Кусковский лесопарк. Помимо этого продолжится благоустройство вдоль Яузы, где по берегам создаются зоны отдыха для горожан.

Однако если по поводу Яузы претензии если и возникают, то лишь по поводу качества работ (например, несколько лет назад нарекания районных активистов вызвало благоустройство долины Яузы в Свиблово), то в случае с лесопарками обсуждение в социальных сетях ведется принципиально: нужно или не нужно вообще их благоустраивать. Достаточно многие активисты требуют не делать в лесопарках вообще ничего — так сохраннее природная среда, она же биогеоценоз.

Посмотрим, что ожидается, например, в Покровском-Стрешневе. Парк будет условно разделен на пять тематических зон — спорт, досуг, экология, история, природа. При этом только одна из зон — та, которая «про природу» (она, правда, и самая обширная), останется нетронутой, в остальных появятся новые, благоустроенные велосипедные и пешеходные дорожки, пикниковые точки, пляжная зона, экотропы и тому подобная инфраструктура.

Аналогично устроен и проект в Битцевском лесу. Ранее подобное благоустройство уже прошло на Воробьевых горах и также вызвало протесты активистов-экологов. «Дальнейшее «комплексное благоустройство» — это спиленные деревья, газоны вместо лугового разнотравья и строительство на особо охраняемых территориях, — отмечают координаторы движения в защиту Битцевского леса. — Последние островки живой природы потеряют свою силу и не смогут больше защищать экологическое благополучие москвичей».

Людей пугает прежде всего масштаб благоустройства. Так, согласно проекту по Битцевскому лесу, там проложат или реконструируют 16 км дорожек с тротуарами и велополосами, протянут 58 км электросетей и 38 км осветительных кабелей (с сопутствующими земляными работами), 10 км ливневой канализации, установят 600 скамей и урн, 150 беседок, 300 вольеров для птиц и мелких животных, 20 хозяйственных павильонов. Но самое важное — это новый спорткомплекс на 3000 квадратных метров и скалодром еще на 500 «квадратов».

Ситуацию при этом нельзя назвать однозначной: те, кто знаком с уже проведенным в других парках благоустройством, согласятся, что гулять стало действительно лучше и веселее. Однако получившаяся инфраструктура для прогулок делает зеленые зоны действительно «менее природными». Налицо борьба двух подходов к живой природе: что лучше, приспособление этой природы к нуждам человека или «оставить и ничего не трогать»? А в конечном итоге так: человек сам по себе — это источник блага или зла? Очень многие в наше время, как ни странно, уверены в последнем — и даже имеют на это основания.

— В городе можно выделить два основных класса природных зон: заповедные территории, где благоустройство может нарушить экологический баланс и потому запрещено законом, и те природные территории, на которых благоустройство возможно и желательно, — рассуждает директор Бабушкинского парка Игорь Бускин. — При этом все без исключения уголки живой природы, которые существуют в большом городе, могут и должны быть использованы в рекреационных целях — вопрос только в правилах поведения для горожан. Так, долины Яузы и ее притоков, на мой взгляд, только выигрывают от обустройства — а жители северо-востока Москвы получают первоклассные пространства для отдыха и занятий спортом.

Какой быть той или иной зеленой зоне — вопрос, таким образом, изначально дискуссионный. И его, стало быть, неплохо бы публично обсудить, прежде чем формулировать подробные проекты реконструкции. Однако тут другая беда: механизмы публичного обсуждения (слушания и аналогичные им процедуры) и до пандемии ковида были недостаточно развиты, а в наши дни и вовсе слились с ландшафтом, перейдя в электронную форму.

К чему это приводит — видно по недавним обсуждениям новых проектов на периферии того же Битцевского леса. В январе этого года обсуждения формально прошли (разумеется, успешно), вот только круг принявших в них участие оказался — по техническим причинам — крайне ограниченным: в круг тех, кому было позволено высказаться, вошли жители лишь нескольких окрестных домов. А парком-то пользуются десятки или даже сотни тысяч москвичей из многих районов. Никакого механизма, обеспечивающего учет мнения этих сотен тысяч, просто нет. Если мы, конечно, не хотим «как в Париже». И пока эта проблема не решена, любые инициативы по благоустройству парков будут встречать, мягко скажем, недоверие.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру