В Москве появится вагон метро, который старше самой подземки

Чудом сохранившийся экземпляр пережил войну в Берлине

Уже не за горами время, когда у жителей Белокаменной появится возможность увидеть вагон московского метро, который появился на свет гораздо раньше самого столичного метрополитена.

Чудом сохранившийся экземпляр пережил войну в Берлине

Как сообщили в Музее транспорта Москвы, заключен договор о партнерстве с крупнейшей машиностроительной компанией, специализирующейся на изготовлении подвижного состава для рельсового транспорта. Благодаря этому мастера, работающие на данном предприятии помогут отреставрировать для показа в музейной экспозиции несколько вагонов метро, эксплуатировавшихся в столичной «подземке» в прошлом. Среди них метровагон «Г», выпущенный в 1954-м Мытищинским заводом, его «потомок» вагон «Еж3» 1977 года, «номерной» вагон «81-717», построенный в 1983 году на Ленинградском вагоностроительном заводе…

- Отреставрированные метровагоны войдут в постоянную музейную экспозицию. Она будет развернута в старом промышленном здании, которое является памятником архитектуры советского авангарда - гараже Мельникова на Новорязанской улице, 27 - пояснили корреспонденту «МК» в пресс-службе Музея транспорта. - Сейчас там идет реставрация, а уже начиная с 2023 года будет размещена наша коллекция техники – легковые и грузовые автомобили, такси, автобусы, троллейбусы, велосипеды и мотоциклы прошлых лет выпуска. Самые внушительные по размерам натурные экспонаты – вагоны метро, разместятся на минус первом уровне, который полностью посвящен Московскому метрополитену.

Из числа вагонов «сабвэя» которые предполагается отреставрировать для музея, самым уникальным является, бесспорно метровагон «В», выпущенный в Германии в далеком 1927 году, трудившийся вплоть до 1945-го в берлинском метро, а потом перевезенный в Москву.

После окончания войны из побежденной Германии было отправлено в Россию много всякого добра – «в качестве компенсации за понесенный Советским Союзом ущерб». Среди прочей немецкой техники на восток уехали и 120 вагонов берлинской «подземки», их решили использовать на линиях Московского метрополитена.

Однако с этими трофеями пришлось изрядно повозиться. Чтобы погрузить вагоны подземных экспрессов на железнодорожные платформы, нашим саперам приказали даже построить специальную подъездную ветку, ведущую от метродепо «Фридрихсфельде», расположенного в советской зоне оккупации Берлина, к соседней железнодорожной станции.

В Москве «немцев» сразу же отправили на ремонт. Часть вагонов оказалась в весьма плачевном состоянии, поскольку они какое-то время были «утопленниками» - находились в тоннелях берлинского метро, заполненных водой по приказу немецкого командования. Кроме того предстояло еще «перековать» всю германскую метро-технику на широкую русскую колею, переделать кое-что в электрооборудовании... Лишь два года спустя, в июне 1947-го, первый импортный состав начал курсировать от «Парка Культуры» до «Сокольников». А в 1949 году уже все 120 берлинских вагонов, которым присвоили индекс «В», возили москвичей по подземным трассам.   

Привезенное из столицы Германии пополнение подвижного состава весьма отличалось от поездов метро советского производства. У большинства «берлинцев» было по три двери с каждой стороны (лишь несколько вагонов оказалось четырехдверных), крыша в виде арки со стеклянными световыми фонарями... и наполовину ручное управление работой дверей: электропривод использовался лишь для их закрывания, а вот открывать створки должны были сами пассажиры (но только по команде машиниста поезда!).

Век «подземных трофеев» оказался не столь уж долог. Из-за отсутствия запасных деталей уже через 5-6 лет пришлось едва ли не треть вагонов «В» снять с линии и отправить в резерв. Их поставили на закрытых в ту пору для пассажирского движения перегонах от «Киевской» до «Калининской» (нынешний «Александровский Сад») и потихоньку разбирали на запчасти. А после того, как в 1958 году была пущена Филевская линия, немецкие вагоны отправили работать на этом радиусе столичного метро. Поизносившуюся немецкую технику было не жалко добивать, эксплуатируя под дождем и снегом на наземных участках новой трассы.

Последние трофейные вагоны из берлинской «подземки» пошли на металлолом во второй половине 1960-х.

Однако одному из 120 «берлинцев» повезло уцелеть. Причем «счастливчиком» оказался вагон из числа самых редких – с четырьмя дверями на каждой стороне. Специалисты из Музея транспорта Москвы сумели выяснить биографию этого «ветерана».

- Метровагон типа С1 (согласно заводскому обозначению) с номером 106 был построен в 1927 году берлинским машиностроительным предприятием «Оренштейн и Коппель» и эксплуатировался в составе единственного поезда из четырехдверных вагонов. Он работал в депо «Фридрихсфельде» вплоть до полной остановки движения в берлинском метро 25 апреля 1945 года. Из-за отключения электроснабжения, вызванного разрушением подстанции бомбежкой, поезда в тот день так и остались стоять в тоннелях. Ранним утром 2 мая под Ландверканалом раздался взрыв, и через подземный переход на станции «Фридрихштрассе» вода пошла в тоннели метрополитена. Линия оказалась затоплена между остановками «Банхоф Веддинг» и «Гнейзенау штрассе». Где-то на этом участке находился и наш будущий музейный вагон…

После отправки в СССР его восстановили, как прицепной, присвоили номер 158 и запустили на линию в августе 1947 года. В декабре 1948-го вагон вновь сделали моторным и перевели на Горьковско-Замоскворецкую линию. Потом он возил пассажиров по Кировско-Фрунзенской линии, а с весны 1959 года был передан в депо «Красная Пресня». Именно там «берлинца» и списали – в августе 1968-го. Однако после этого не утилизировали, а оставили в качестве подсобного помещения.

В настоящее время на вагоне отсутствуют обе колесные тележки и демонтирована большая часть оборудования. Однако полностью сохранился кузов, а также уцелели многие оригинальные элементы интерьера и экстерьера.

Схожей оказалась и история сохранения другого ретро-вагона – «Г».

- Этот вагон построили на Мытищинском машиностроительном заводе в октябре 1954 года. Он ходил по «зеленой», «красной», «оранжевой» линиям. Был списан в декабре 1982-го и с тех пор находился в депо «Ждановское» в качестве подсобного помещения. В настоящее время он представляет собой кузов без оборудования, зато на оригинальных тележках…

А вот «Ёжик» (как их ласково называли в обиходе) - Вагон «Еж3», собранный мытищинскими машиностроителями в январе 1977-го, возил пассажиров еще совсем недавно. Этот «ветеран» ходил на «фиолетовой» линии вплоть до завершения эксплуатации в Москве вагонов этого типа в 2020-м. Судя по всему, отреставрировать его будет проще, чем тех «старичков», о которых шла речь выше.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру