«Царицыно» лишили революционного прошлого

Что исчезло на открытом после ремонта участке Замоскворецкой линии метро

Ровно полгода занял самый значительный на данный момент ремонт в истории московского метро: 12 ноября прошлого года закрылся участок от «Автозаводской» до «Орехово», 10 мая поезда уже вновь повезли по нему пассажиров. Учитывая, что четких сроков при закрытии не называлось, приятный сюрприз. Как получилось сделать ремонт так быстро и почему зеленая линия сейчас оказалась самой музейной в Москве — выяснил корреспондент «МК», проехав по открытому участку в первый день работы.

Что исчезло на открытом после ремонта участке Замоскворецкой линии метро

Масштабными ремонтами и реконструкциями московское метро в последние годы уже никого не удивляет: мы видели и обновление старых (объекты культурного наследия!) станций, и смену системы автоматизации и телеметрии (как на старой Кольцевой линии в начале этого года).

Видели — и обсуждали сроки ремонтов (когда уже сделают? Вот при СССР линии не закрывали!). А также особенности реставрации старых и реконструкции более новых станций: скажем, делали «Киевскую» Филевской линии (1935 года), так едва ли не утратили фирменный шестиугольный «сотовый» кафель путевых стен. А керамическую облицовку выходов «Теплого Стана» и еще много чего — действительно утратили.

Оказалось — можно предупредить обе этих причины для ворчания разом. Линия с пятью станциями (напомним — движения не было от «Автозаводской» до «Орехово» из-за необходимости перекладки тоннеля между «Кантемировской» и «Царицыно») открылась практически в том же виде, в каком закрывалась. Почистили, отремонтировали — и точка.

Начнем с того, что по обновленному участку бегают все те же советского дизайна вагоны, которые метроспециалисты называют «номерными». Название, кстати, от того, что вагоны предыдущей конструкции назывались «А», «Б» и так далее, до «Еж» и «Ем» (последние — списали в 2020 году). Более новые уже имеют имена собственные: «Яуза», «Ока», «Русич», «Москва». А вот эти промежуточные имели лишь номер проекта: 81-714/717.

Так вот: сейчас именно «номерные» вагоны — действующий винтаж и готовый туристический аттракцион, тем более что проезжая от «Ховрино» через «Театральную» до «Алма-Атинской» — можно увидеть все эпохи нашего метростроительства.

Итак, подходит этот шумный, не такой уж комфортный рядом с «Москвой» поезд — и едет дальше за «Автозаводскую», чего не было с прошлого ноября. Вагоны, хоть середина рабочего дня, — полупустые: не привык народ пока к возвращенной линии. Кстати, на некоторых линиях даже информаторы не привыкли: выдают текст про «нет движения поездов на участке...».

«Технопарк» — нынешних уже времен утилитарная открытая станция. Новость одна, и опять же касается информатора: теперь добавился «выход к Южному речному вокзалу».

Дальше — метромост (эх, вывелась традиция бросаться на этом перегоне к окнам и кричать: «Дельфины! Дельфины!» — а ведь сейчас и поверили бы, мало ли чего в Москве бывает). И «Коломенская», типичная станция-«сороконожка» из шестидесятых, ровесница «Пролетарского проспекта» или «Академической».

Вот что поразительно: как была станция крыта желтым кафелем (абсолютно таким же, как во всех ванных хрущевок!), так и осталась! Только кафель теперь идеально ровный и с выверенным цветом. Остальное — просто вымыто и начищено.

Далее — «Каширская», вот тут изменений максимум. А потому что БКЛ: именно эта станция сопрягается с Большой Кольцевой (помним же, что раньше отрезок большого кольца от «Каширской» до «Каховской» был фрагментом зеленой линии, а затем самостоятельной мини-линией). В результате путевые стены все-таки переоблицевали мрамором, колонны стали черными вместо серых, а главное — появились многочисленные металлоконструкции. Станция стала зрительно ниже и теснее — но что поделаешь, зато лифты и все остальные БКЛ-новинки.

«Кантемировская»: тут такое ощущение, что всё отмыли, потолок заново оштукатурили, но даже лампы дневного света — «подлинные», каждая имеет свою цветовую температуру, поэтому возникает теплый и ламповый (во всех смыслах) разнобой.

Наконец, «Царицыно». Здесь тоже, кажется, практически ничего не сделали: те же затертые гранитные полы (и хорошо!), кое-где видно даже «заплатки» на местах лечения отстававших мраморных плиток. И тайнопись революции на флагах и звездах — мозаики на путевых стенах — осталась.

Нет только маленькой, но известной фанатам достопримечательности: до ремонта одна из надписей «ЦАРИЦЫНО» на путевых стенах имела буквы разного оттенка: И...НО золотистого, все остальное — сероватого. Это потому, что с 1984 года и до конца советского периода станция называлась «Ленино» (как и само Царицыно вкупе). Кстати, мозаика с тем самым профилем в кепочке — сохранилась.

А вот буквы теперь все и везде одинаково серые.

Но это, пожалуй, — единственное, что из милых мелочей исчезло на реконструированном участке. В обмен же появилось (на время, но!) то, чего давно не доводилось ощущать: тот самый позднесоветский запах свежепостроенного тоннеля метро. Как так получилось — неизвестно: дух места, наверное... Но совсем новые линии — пусть и хороши — так не пахнут. А эта — да.

И потому поездка на шумном (надо нагибаться к самому уху собеседника!) «номерном» поезде, который кидает из стороны в сторону, по станциям всех эпох и даже с тем самым уникальным запахом — готовый, повторим, романтический аттракцион этого года. Благо как раз весна и время прогулок парами.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №29026 от 11 мая 2023

Заголовок в газете: Музей под закрытым небом

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру