Линия монорельса была построена в первой половине 2000-х годов (а разработка ее восходит к концу 90-х годов прошлого века). К двадцатилетию со дня открытия — первые поезда с пассажирами пошли в ноябре 2004 года — линия подошла с главной нерешенной проблемой: необходимо обновить подвижной состав, а это нерентабельно. Именно поэтому, судя по всему, появился на свет и был предварительно одобрен властями Москвы проект высотного парка. Его разработчиком стал подведомственный Дептрансу НИИ «Мостранспроект».
«Это не просто пешеходная дорожка, а полноценная зеленая зона для жителей столицы, — описывают концепцию на портале. — На высоте шести метров, площадью 40 тысяч квадратных метров, с прогулочными аллеями, четырехкилометровой беговой дорожкой для активного спорта, уютными зонами отдыха с цветниками и деревьями, кафе и... потрясающими видами на город с нового ракурса».
Власти аргументируют желание закрыть монорельс его нерентабельностью — приводятся данные о себестоимости одной поездки примерно в 1500 рублей (отметим, правда, что узнать себестоимость одной поездки на других видах городского транспорта в Москве из открытых источников нельзя — и сравнивать, стало быть, не с чем). Ежегодные расходы на монорельс составляют около 800 млн рублей. А в обновление подвижного состава пришлось бы вложить 20 млрд рублей, это равняется, по словам авторов голосования, стоимости 130 метровагонов.
«Москвичи строят свои маршруты через Люблинско-Дмитровскую линию, БКЛ, МЦК и МЦД-3, а с открытием станции метро «Фонвизинская» в 2016 году решился вопрос перехода через железнодорожные пути. Кроме того, сейчас монорельс частично дублируют почти 20 маршрутов наземного транспорта» — отмечается в тексте голосования. Заметим, однако, что в годы, когда монорельс работал не в экскурсионном, как сейчас, а в пассажирском режиме — то есть с интервалом примерно в 10 минут, — пассажиропоток существовал, и многие жители Тимирязевского района с ностальгией вспоминают этот вид транспорта, позволявший легко добираться до телецентра в Останкине и на ВДНХ.
В качестве ориентиров авторы проекта указывают парки, появившиеся на конструкциях надземных железных дорог в других городах мира. Самый известный из таких парков расположен в Нью-Йорке и называется High Line: он устроен на выведенном из эксплуатации в 1980 году участке городской железной дороги. Парк принадлежит городу, однако инвестором и оператором выступает специальный фонд «Друзья High Line», так что текущих расходов городского бюджета сооружение не дает.
Вход в парк свободный, однако там (что не может не понравиться многим москвичам) запрещено не только курить, но и кататься на велосипедах, самокатах, скейтах и т.п., выгуливать собак, кроме собак-поводырей, ходить по газонам, рвать цветы, пользоваться звукоусилением, рекламировать товары и фотографировать профессиональным оборудованием, а также собираться на несогласованные митинги численностью свыше 20 человек. Вольготнее правила в другом подобном парке — Goods Line в Сиднее, организованном на месте старой грузовой железнодорожной ветки в джентрифицированной промзоне. Там ездить на велосипедах вполне допускается.
В Москве собираются организовать на месте монорельса пространство без СИМ, зато дружественное к собачникам. Из транспортной «обвязки» собираются сохранить несколько вагонов в качестве памятников. В качестве же естественного бонуса называют вид — действительно, из окна еще пока работающего монорельса уже сейчас можно оценить отличную панораму ВДНХ и ее окрестностей.
Жаль, что в числе альтернатив для будущего монорельса на сей раз не оказалось одной из самых интересных, высказывавшихся в прошлом: линию можно было бы преобразовать в трамвайную, продлив тем самым пути от конечной «Останкино» к «Тимирязевской». А возможно, и дальше, перекинув эстакаду через Дмитровское шоссе к линии 27-го трамвая.
В этом случае была бы наконец соединена разорванная еще в 1975 году сеть московского трамвая. Впрочем, в нынешнюю эпоху мультимодальности это более важно самим транспортникам, чем пассажирам. Но такой вариант также — как и обновление подвижного состава монорельса — потребует значительных капиталовложений. А значит, видимо, отпадает.