Каждый, кто вошел сюда уже через несколько минут, чувствует себя Алисой, которая путешествует по шахматной доске. Пройти к витринам можно только через огромное шахматное поле. Для путешественников даже придумали четыре маршрута — можно ходить как ферзь, слон, ладья или пешка.
— Зритель должен полностью погрузиться в этот мир шахмат, — уверена куратор выставки Елена Алаева.
Это не первая акция «шахматы в музее». Царская игра уже побывала в Русском музее и Лувре, посетителям там предлагали самим поиграть. Но в этом же зале не просто можно поиграть в шахматы и понаблюдать за великими мастерами — здесь еще и выставлены шахматы абсолютно всех видов из Музея Востока, Музея современной истории, Дома шахматиста им. Ботвинника. Познакомьтесь: вот комплект по-тувински, по-китайски, по-африкански, по-латиноамерикански, по-британски, по… Чего только нет! Шахматы из дерева, слоновой кости, клыков мамонта, фарфора, металла, бумаги…
Один из самых интересных уголков представляет шахматы, сделанные в ГУЛАГе. Шахматы из тоненькой проволоки — черной и белой — крепко стоят на доске. Рядом — бумажные кубики. Это шахматный комплект блокадного Ленинграда. Кубики склеены, сверху нарисованы классические шахматные фигуры. И главный лот — космические шахматы! Они побывали на орбите, в абсолютной невесомости. Эти фигурки вставляются в узкие прорези-пазы, чтобы держались, а сама доска очень миниатюрная.
Один из самых интересных комплектов — «Красные и белые» Наталии Данько. Молодцеватые краснощекие солдаты, рабочий и колхозница и нафуфыренные белые дамы эпохи декаданса. Есть и деревянные шахматы, где с одной стороны — трудовой народ, а с другой — усатые дядьки-буржуины.
— Шахматы были сделаны такими, как мы их привыкли видеть, для гроссмейстеров, чтобы совершенная форма не отвлекала от игры, — поясняет такое разнообразие сюжетов Елена Алаева. — Обычные люди играли самыми разными. Ведь это совсем другое ощущение, когда ты двигаешь войска.
Действительно, войн на шахматных столах не счесть — Наполеон против Александра, метафорическая война между техническим прогрессом и пережитками языческого прошлого на Востоке…
Есть и еще одна, самая важная война. Между творческой мыслью и современным миром. Юрий Авербах, старейший гроссмейстер в мире, побывал на открытии выставки и стал объяснять:
— Почему уходят шахматы? Потому что появился компьютер. Когда-то серьезную конкуренцию игре составляли карты, но не выдержали. А теперь новая техника, а у нас чистое творчество…
Однако глядя на этот уголок, где шахматы живут своей собственной жизнью, никак нельзя сказать, что игра с полутысячелетней историей когда-нибудь умрет.