Сергей Собянин представил трехлетний «бюджет развития»

Наибольший объем расходов будет направлен на развитие транспортной системы и социальную поддержку москвичей

16 октября Сергей Собянин пришел в гости к депутатам Московской городской думы. Изначально он собирался рассказать им о работе правительства за три года, минувших с момента своего назначения на пост мэра Москвы, и представить разработанный властями бюджет 2014–2016 годов. Но недавние события в Бирюлеве внесли коррективы в эти планы. Свое выступление мэр начал с того, что выразил соболезнования родственникам убитого Егора Щербакова, который «не заслужил ранней и насильственной смерти».

Наибольший объем расходов будет направлен на развитие транспортной системы и социальную поддержку москвичей

Мэр подчеркнул, что московские власти и полиция понимают «чувство гнева, которое вызвало это циничное убийство», и находятся на стороне москвичей. Преступление будет расследовано и доведено до суда. Но трагические события не должны использоваться для разжигания национальной вражды и организации погромов. «Те, кто это делает, сами совершают преступления», — заявил Собянин. По его словам, власти пытаются бороться с очагами нелегальной миграции. За последнее время были закрыты вещевая ярмарка в Лужниках, рынок «Эмерал», сотни игорных заведений, киоски у вокзалов, прекращена работа 30 розничных рынков. «Каждое решение давалось с боем, мы ощущали противодействие со всех сторон, но мы это сделали», — сказал Собянин.

Что касается проблемы мигрантов в сфере ЖКХ, то она, по словам градоначальника, досталась городу по наследству и «с ней тоже планомерно разбираются». Создано городское учреждение «Городские дороги», в обслуживание которому уже передано 40% городских дорог (в следующем году будет передано две трети). «Там вообще нет мигрантов», — заверил Собянин. Аналогичная работа по зачистке кадрового состава начата в жилищной сфере: компания «Жилищник», занимающаяся обслуживанием жилого фонда в 9 районах, формирует штаты из москвичей и жителей области. В 2014 году «Жилищник» будет работать уже в 34 районах.

Судьба овощебазы в Бирюлеве, по словам мэра, уже решена: предприятие закрыто и вряд ли когда-то откроется. Он назвал этот факт «хорошим сигналом для тех, кто ставит получение прибыли выше интересов москвичей».

Говоря об основных достижениях столичных властей за три года, Сергей Собянин подчеркнул, что все показатели, характеризующие стандарты жизни в Москве, выросли. Современное медицинское оборудование, качественное образование и общественный транспорт стали доступнее для горожан. Для обслуживания москвичей было закуплено 60 тыс. высокотехнологичных медицинских приборов, включая 4 хирургических робота «Да Винчи». И школы, и поликлиники теперь финансируются по принципу «деньги следуют за клиентом». Фамилия директора и главврача больше не имеет значения. Это позволило родителям выбирать школы для своих детей, ориентируясь в первую очередь на качество образования, а взрослому населению прикрепляться к любым поликлиникам вне зависимости от их места нахождения. Количество пассажиров общественного транспорта, по словам Собянина, с 2010 года увеличилось на 300 млн пассажиров. Этому способствовало открытие новых станций метрополитена и закупка более комфортного подвижного состава. «При этом базовая стоимость проезда не увеличивалась, а с учетом инфляции она на 20% ниже, чем три года назад», — сообщил градоначальник.

Но «останавливаться на достигнутом и топтаться на месте» столичные власти не собираются. В ходе предвыборной кампании мэра были заявлены крупные проекты для реализации в течение ближайших 5 лет. Это в первую очередь развитие транспортной инфраструктуры, включая новые линии метро, реконструкцию железнодорожных направлений, запуск пассажирского движения по МКЖД, перестройка развязок на МКАД и другие дорожные проекты, строительство ежегодно около 600 тыс. кв. м муниципального жилья, замена оставшегося подвижного состава, строительство около 50 новых поликлиник и 100 детских садов и т.д. Чтобы приступить к выполнению намеченных планов, Сергей Собянин попросил депутатов МГД утвердить параметры городского бюджета 2014–2016 гг., который он назвал «бюджетом развития».

По сравнению с другими регионами городская казна в условиях сокращения нефтегазовой ренты чувствует себя вполне неплохо. В 2014 году доходы, как ожидается, вырастут на 4% — до 1,486 трлн руб., тогда как другие субъекты РФ, не говоря уже о муниципалитетах, будут вынуждены распрощаться с надеждами на безбедную жизнь. Налог на прибыль по всей стране обвалился катастрофически, и если москвичи с их высокими зарплатами сумеют заткнуть дырку в бюджете, обеспечив высокие поступления по НДФЛ, то другим россиянам это не под силу. В связи с увеличением нормы амортизации основных фондов и созданием консолидированных групп налогоплательщиков платежи нефтяников и газовиков в московский бюджет сократились вдвое — с 18 до 9%. В абсолютном выражении выпадающие доходы в 2013 году составят 60 млрд руб., за три последующие года — около 100 млрд руб.

Столичные власти не скрывают, что основные надежды на пополнение столичной казны в первую очередь связаны с доходами горожан: в 2013 году налог на прибыль перестал быть главным донором бюджета, уступив свои позиции НДФЛ. По итогам года поступления от этого налога будут на 12,5–13% больше прогнозных. В 2014 году он принесет Москве 635,3 млрд руб. Такая динамика связана с растущими зарплатами горожан: они выросли в среднем с 38 тыс. руб. в 2010 году до 56 тыс. руб. в 2013-м. Работодатели вынуждены повышать оклады, так как рынок труда в Москве является рынком предложения, и такая тенденция сохранится в ближайшие годы. Реальная заработная плата ежегодно будет расти на 5,4–5,8%. К 2016 году горожане, как ожидается, в среднем будут получать более 77 тыс. руб.

Расходная часть бюджета, как и в прошлом году, на 92% составлена по программному принципу, но количество самих программ уменьшилось. Из перечня исчез раздел «Энергосбережение и энергоэффективность», затраты по которому включили в «Коммунальную инфраструктуру». Кроме того, чиновники решили не дорабатывать программу по экологии и защите окружающей среды, первый вариант которой вызвал бурное возмущение экологов и общественности. Финансирование мероприятий в этой области раскидано по разным программам: например, берегоукрепление попало в «Коммунальную инфраструктуру», а забота об экологии — в «Здравоохранение».

Основные расходы раскиданы по семи приоритетам, обозначенным Сергеем Собяниным в своей предвыборной программе. Это «Социально защищенный город» (23% всех расходов), «Здоровый город» (17%), «Образованный город» (17%), «Мобильный город» (22%), «Комфортный город» (16%), «Новая экономика Москвы» (2%) и «Открытая Москва» (3%). Общая сумма затрат на 2014 год зафиксирована в объеме 1,651 трлн руб. Это больше, чем доходы, но бояться дефицита не надо, убеждают в мэрии. Прогноз по доходам, если не случается никакого форс-мажора, как правило, сбывается. Прогноз по расходам нет. «По итогам года мы тратим гораздо меньше, чем планируем вначале», — говорит представитель горадминистрации, подчеркивая, что в бюджете очень много резервов. Например, там написано, что ежегодно в качестве компенсаций за утраченные проекты город будет выплачивать застройщикам 3 млрд руб. «Но вы знаете, как неохотно мы идем на эти выплаты. А если и идем, то возвращаем только подтвержденные расходы», — продолжает источник. Кроме того, с большим запасом формируется бюджет публичных обязательств, хотя, по некоторым источникам (например, по субсидиям на оплату услуг ЖКХ), деньги традиционно не выбираются. Это связано с тем, что доходы населения постоянно растут и количество получающих субсидию в течение года снижается. Наконец, еще одним резервом является адресная инвестиционная программа, за счет которой финансируются муниципальные стройки. «В 2012 году строители освоили менее 300 млрд руб. В этом году программа составлена в объеме почти 500 млрд, но будет подвиг, если они освоят хотя бы 400», — говорит собеседник газеты. Если все-таки бюджетных резервов не хватит, власти обратятся к заимствованиям и активизируют распродажу непрофильных активов.

Будут сохранены и увеличены размеры социальных выплат.

Наибольший объем расходов в ближайшие три года будет направлен на развитие транспортной системы. В 2014 году финансирование по этой программе составит 340,9 млрд руб., что на 9,5% больше, чем в 2013 году. В 2015 году — 340,6 млрд руб., в 2016-м — 332 млрд руб. Это позволит обеспечить развитие общественного транспорта, повысить скорость движения и пропускную способность улично-дорожной сети, создать современную систему управления и регулирования дорожного движения, а также профинансировать строительство новых транспортно-пересадочных узлов.

Второй по объемам финансирования является программа «Социальная поддержка жителей», в 2014 году на нее выделяется 335,4 млрд руб., в 2015-м — 314,5 млрд руб., в 2016-м — 350 млрд руб. Эти ассигнования позволят сохранить и увеличить размеры отдельных социальных выплат и повысить эффективность услуг, оказываемых пожилым и маломобильным гражданам. Правительство Москвы сохранит региональные доплаты к пенсиям (впрочем, их индексация пока не предусматривается), субсидии на оплату услуг ЖКХ семьям с невысоким уровнем доходов и бесплатный проезд в городском транспорте для пенсионеров и других льготников.

Реализация дорожных проектов остается в числе приоритетов столичных властей.

Две другие социальные программы «Образование» и «Здравоохранение Москвы» в 2014 году потребуют расходов в объеме 260,1 млрд руб. и 205 млрд руб. соответственно. В последующий период финансирование составит в 2015 году — 263,5 млрд руб. и 218,5 млрд руб., в 2016 году — 266,6 млрд руб. и 219,1 млрд руб.

В сумме, подчеркнул Сергей Собянин, социальные расходы правительства Москвы ежегодно будут превышать 840 млрд руб.

МЕЖДУ ТЕМ

Сергей Собянин «даже не задумывался над вопросом досрочного роспуска нынешнего состава Мосгордумы». Так градоначальник ответил на вопрос депутата Евгения Герасимова, поинтересовавшегося, насколько оправданы слухи о том, что столичный парламент распустят в марте 2014 года.

— Роспуск Думы возможен либо по вашей инициативе, либо по моей. У вас, как я понимаю, такого желания нет, — сказал мэр. Он добавил, что все слухи на этот счет являются политическими спекуляциями и Дума «должна достойно доработать положенный срок», который истекает в конце следующего года.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру