Весело-зелено

В парках нельзя будет спать на скамейках, зато можно будет кататься по крышам на велосипедах

23.10.2013 в 20:03, просмотров: 1600

Сегодня многие скверики и «зеленые зоны» Москвы уместнее было бы сравнивать не просто с легкими, а с легкими курильщика — грязные, брошенные на произвол судьбы. В таких парках не то что не хочется прогуляться и отдохнуть — наоборот, скорее бы проскочить, чтобы целым и невредимым добраться до метро или в магазин. Во вторник в Экоцентре на Воробьевых горах столичные архитекторы представили свои проекты по комплексному благоустройству природных и озелененных территорий Москвы.

Весело-зелено
фото: Наталия Губернаторова
Из старой машины можно сделать клумбу.

Презентация проектов проходила в рамках городского конкурса на соискание премий правительства Москвы. А оценивали предложения члены Экспертного совета при Департаменте природопользования и охраны окружающей среды. В частности, в него вошли представители Москомархитектуры, Ассоциации ландшафтных архитекторов стран СНГ, «НИиПИ Генплана Москвы», РАН, Центра охраны дикой природы, профильных вузов и др.

Всего на конкурс подали 29 заявок: из них семнадцать — студенческие и двенадцать от проектных организаций. Причем во втором случае речь идет не просто о «фантазиях художников», а о проектах, созданных под реальных заказчиков (префектуры, Департамент капремонта и др.), которые, что называется, вот-вот начнут воплощать в жизнь или уже стартовали. Учитывая этот факт, а также не самые заоблачные размеры премий для организаций-победителей (по 100 тысяч трем лауреатам), можно предположить, что участие в конкурсе — свидетельство гражданской сознательности проектировщиков. Они готовы подставить под град критики творения, которые в принципе и так пробили себе дорогу.

«Здесь, как на Олимпиаде, важна не победа, а участие», — говорит «МК» президент Ассоциации ландшафтных архитекторов стран СНГ Таисия Вольфтруб. Это контрольная экспертиза и для конкурсантов, и для властей, которые лишний раз смогут оценить: насколько соответствуют проекты техзаданию и насколько автор проникся тем, что предлагает городу.

По словам Вольфтруб, сложность работ по благоустройству природных и озелененных территорий заключается в том, что архитекторы имеют дело с постоянно меняющейся материей: деревья, кустарники, цветы по-разному выглядят в течение дня, в зависимости от сезона, с годами. То есть одной стройкой дело не ограничивается. Нужна соответствующая логика, взгляд на перспективу. И потом ландшафтные архитекторы, больше чем кто-либо другой, должны думать о том, чтобы поднять людям настроение, создать в городе антистрессовое пространство, умело отделить человека от машин.

фото: Наталия Губернаторова

К сожалению, в отличие от китайцев, англичан или японцев россияне сейчас, по мнению экспертов, зачастую «слабо умеют проектировать в природе и в связи с природой». Мало избавиться от помойки, «налепить» фигурок зайчиков и грибочков и замостить дорожки — надо провести зональное планирование, учесть пешеходные, функциональные связи — и в зависимости от этого насыщать пространство. Результаты благоустройства должны быть гармоничны, практичны, продуманны. Крымская набережная, где пешеходы и велосипедисты не в состоянии поделить дорогу, — не лучший вариант, считает Таисия Вольфтруб.

Какие же новые зеленые островки для отдыха души и тела появятся в Москве? «МК» познакомился с несколькими заявками.

Видовая зона вдоль 3-го Сыромятнического проезда (рядом с ЦСИ «Винзавод»). На месте заброшенного сквера должно появиться «художественное пространство», посвященное ближайшим выставочным центрам: «Винзавод» и ART-Play. Проект, по словам создателей, «позволит ликвидировать городскую «клоаку» с асоциальными элементами и сориентировать посетителей выставок». Главная аллея соединит пешеходные потоки музеев, свяжет 3-й и 4-й Сыромятнические переулки с поперечными дорожками. Железную дорогу «художественно оградят». Центром композиции станет круглая площадка со сменной инсталляцией и знаками навигации (из антивандальных конструкций). Здесь же установят дизайнерские волнистые скамейки со встроенной подсветкой и шары-пуфы. Как поясняют авторы, подобные «малые архитектурные формы исключают «нецелевое использование», на них нельзя спать».

Садовое кольцо, Чкаловский сквер, район Басманный. Планировка сквера сохранится, но будет дополнена «элементами благоустройства» в стилистике середины ХХ века, поскольку по соседству находятся дома той эпохи. В частности, появятся чугунные мусорные урны, скамьи типа «московский диван», чугунные стойки для велосипедов. Вокруг центральной клумбы установят скамьи и предусмотрят специальные места для инвалидных колясок. Для мощения сквера выбрана износоустойчивая, гранитная термообработанная плитка. Кроме фонарей, рассчитанных на прохожих, установят подсветку «акцентных деревьев» вдоль центральной зоны отдыха.

Детский ландшафтный парк, Южное Бутово (между улицами Горчакова, Адмирала Лазарева и Южнобутовской). Парк облагородят в духе пришедшей из Голландии концепции «естественный сад»: клумбы должны имитировать «дикую природу» — злаковые культуры, луговая герань, васильки. Также разобьют ботанический уголок для детей, где посадят лук, шалфей и установят соответствующие таблички. Липовые аллеи разбавят кленом, яблонями и кизильником, чтобы осенью золотистая панорама была украшена еще и красными «огоньками» листьев. В парке появятся два велосипедных круга — большой и малый, — отделенных от пешеходных зон. В местах пересечения с прогулочными дорожками для велосипедистов построят специальные мосты, под которыми будут располагаться павильоны. То есть фактически спортсмены-любители будут проезжать по крыше этих строений — и другим людям не мешают, и у самих трасса не скучно-однообразная. Зимой велодорожки автоматически перейдут в пользование лыжникам. Также в парке оборудуют скалодром. Детские площадки разделят на зоны для дошколят и младших школьников, установят тренажеры для детей с ограниченными возможностями, а родители смогут присматривать за детьми, сидя на скамейках под специальными навесами.