Столицу охватит сеть скоростных маршрутов

По улицам будут ездить только вместительные комфортабельные автобусы, а пассажирские «Газели» вскоре исчезнут

В связи с последними положительными изменениями в транспортной политике города автомобилисты все чаще становятся пассажирами общественного транспорта. Формируется сеть скоростных автобусных маршрутов по выделенным полосам, которые будут созданы на всех основных магистралях. Заработали ночные маршруты. Началось обслуживание территории Новой Москвы. О действующем общественном транспорте и перспективах — в материале «МК».

По улицам будут ездить только вместительные комфортабельные автобусы, а пассажирские «Газели» вскоре исчезнут

«Мобильный город» — этот раздел программы «Город, удобный для жизни» стал, пожалуй, основополагающим в деятельности правительства Москвы. Мегаполис не может существовать без хорошо работающей транспортной системы. А в столице России с транспортом сложилась ситуация, близкая к критической. После как минимум десяти лет сплошных пробок москвичи, кажется, смирились с ними. И когда в 2011 году была принята крупнейшая в Европе программа развития общественного транспорта и реконструкции дорог до 2020 года, некоторые поначалу отнеслись к ней скептически — мол, дальше слов дело не пойдет.

Однако теперь усилия городских властей не замечает только ленивый. И те, кто еще недавно сомневался, что программа заработает, теперь не успевают следить за транспортными новостями.

За два года было построено 13 км новых линий и 6 новых станций метро. Самый быстрый, удобный и надежный общественный транспорт появился в Новокосине, Зябликове, Братееве и на Пятницком шоссе. Со дня на день метро придет в Жулебино, в 2014 году — на Дмитровское шоссе, в Тропарево и Румянцево. На очереди — Ховрино, Мичуринский проспект, Солнцево и Новопеределкино. Строится Третий пересадочный контур — Большое кольцо московского метро.

На маршруты вышло 3,5 тысячи современных низкопольных автобусов и троллейбусов, полностью приспособленных для нужд инвалидов, пожилых людей и граждан с маленькими детьми. Появились сотни заездных карманов на остановках общественного транспорта, повышающие пропускную способность дорог. Во дворах, на улицах и в капитальных гаражах организовано 800 тысяч дополнительных машиномест для парковки автомобилей.

Власти города утверждают: удобный общественный транспорт и дороги без пробок — это не сказка и даже не мечта. Это — будущее Москвы, к которому мы уверенно идем уже сегодня.

По городу — с ветерком

Каждый год наземный общественный транспорт Москвы перевозит 2,2 млрд пассажиров. 16 тысяч единиц подвижного состава работают на 637 автобусных, 89 троллейбусных и 41 трамвайном маршрутах. Увы, из-за пробок пассажирам иногда приходится добираться до места назначения дольше, чем хотелось бы. Но есть счастливчики, которые могут ездить на работу и домой быстро и комфортно.

Речь идет о скоростных полуэкспрессах. Каждый день ими пользуются от 8 до 14 тысяч человек, один автобус перевозит за рейс от 40 до 80 человек. Стоимость проезда и виды билетов такие же, как в обычном наземном транспорте Москвы. Для ускорения посадки в автобус используется система с валидатором, но турникет при этом опущен.

Трасса маршрутов скоростных автобусов выбирается по принципу: можно быстро проехать на машине, но при поездке на общественном транспорте приходится делать несколько пересадок. За счет выделенных полос средняя скорость у таких автобусов 20–21 км в час — примерно на 20% быстрее, чем у автобусов в общем потоке транспорта.

Сейчас в Москве действуют пять скоростных маршрутов.

Маршрут №901 соединяет Бирюлево Восточное с Замоскворецкой линией метро, проходя также по территории Царицына, Москворечья-Сабурова и по границе районов Нагатино-Садовники и Нагатинский Затон. Он следует по Липецкой и Бакинской улицам, Кавказскому бульвару, Пролетарскому проспекту, проспекту Андропова с 11 остановками.

Маршрут №902 охватывает районы Ново-Переделкино, Солнцево, Очаково, Раменки, связывая их со станцией метро «Киевская» (Филевской и Арбатско-Покровской линий). Трасса следования: улица Скульптора Мухиной, улица Шолохова, Боровское шоссе, Озерная улица, Мичуринский проспект, улица Косыгина, Воробьёвское шоссе, Бережковская набережная, площадь Киевского вокзала. Имеет 14 остановок.

Маршрут №903 связывает Ярославский район с Калужско-Рижской линией метрополитена. Трасса следования: Ярославское шоссе, проспект Мира, кольцо по улицам Трифоновской и Гиляровского. На маршруте 10 остановок.

Маршрут №904 курсирует между Митином и Таганско-Краснопресненской и Замоскворецкой линиями метро. Трасса следования: Пятницкое шоссе, Волоколамское шоссе, Ленинградский проспект. Имеет 13 остановок.

Маршрут №905. Трасса следования: Ленинградское шоссе, Ленинградский проспект. Самые востребованные у москвичей маршруты — №902 и №903.

Власти намерены распространить полуэкспрессы на все округа

В перспективе должно появиться еще 17 маршрутов полуэкспрессов. И вот как поедут автобусы:

■ по Дмитровскому шоссе и Бутырской улице от поселка Северный до Савеловского вокзала;

■ по Щелковскому шоссе и Большой Черкизовской улице от Хабаровской улицы до Преображенской площади;

■ по шоссе Энтузиастов и бульвару Энтузиастов от МКАД до Рогожской заставы;

■ по Рязанскому проспекту и Нижегородской улице от Хвалынского бульвара до Таганской площади;

■ по Волгоградскому проспекту от станции метро «Котельники» до Таганской площади;

■ по Каширскому шоссе от МКАД до Серпуховской площади;

■ по Варшавскому шоссе от Щербинки до Серпуховской площади;

■ по Севастопольскому проспекту от станции метро «Ясенево» до станции метро «Нагорная»;

■ по Ленинскому проспекту, Киевскому шоссе и от Румянцева до кинотеатра «Ударник»;

■ по Можайскому шоссе и Кутузовскому проспекту от Беловежской улицы до Киевского вокзала;

■ по Аминьевскому шоссе, улице Лобачевского, улице Обручева и Балаклавскому проспекту от станции метро «Кунцевская» до станции метро «Варшавская».

Автомобильные полосы тоже умеют выделяться

Разумеется, скоростные автобусы не могли бы курсировать по Москве, если бы для них не разметили выделенные полосы. Первая выделенная полоса для маршрутного транспорта в качестве эксперимента появилась в Москве на Волоколамском шоссе в 2009 году, в 2010-м — на проспекте Андропова. В 2011 году правительство Москвы признало развитие сети выделенных полос в Москве и организацию на них экспресс-маршрутов приоритетными. 9 июля 2011 года была официально открыта выделенная полоса на участках Ленинградского проспекта. 22 сентября открыта выделенная полоса на Липецкой улице, а 22 октября по ней был организован первый экспресс-маршрут №901.

Затем были открыты обособленные полосы на Боровском шоссе в обе стороны от МКАД до улицы Шолохова, на участках Озерной улицы и Мичуринского проспекта (от МКАД до площади Индиры Ганди), на участке улицы Косыгина, Воробьевском шоссе и Бережковской набережной. Тогда же был организован второй автобусный экспресс-маршрут №902.

В ноябре 2011 года появилась выделенная полоса на Ярославском шоссе и участке проспекта Мира (от Холмогорской улицы до Рижского вокзала), в тот же день был запущен автобусный маршрут №903. 4 февраля 2012 года была введена в действие выделенная полоса на Пятницком и Волоколамском шоссе, а также на Ленинградском проспекте для движения полуэкспрессного маршрута №904. C 1 июля 2013 года организован маршрут автобуса №905 «75-й км МКАД» — «Белорусский вокзал».

Водители маршруток будут обязаны соблюдать расписание и перевозить льготников

С 31 августа в Москве организованы пять ночных маршрутов. На круглосуточный режим работы перешли: автобус №Н1 (Озерная улица — аэропорт «Шереметьево»), троллейбус №15 (от ВВЦ до улицы 10-летия Октября), троллейбусы №Бк и №Бч Бк (по Садовому кольцу), а также трамвай №3 (от станции метро «Чистые пруды» до улицы Академика Янгеля). С 16 сентября на ночном маршруте автобуса №Н1 (Озерная улица — аэропорт «Шереметьево») введены дополнительные остановки. Пассажир может выти на любой остановке в режиме «по требованию».

Интервал движения троллейбуса по Садовому кольцу составляет 15 минут, остальной транспорт подходит к остановкам каждые полчаса. Цена ночного проезда не отличается от дневного.

В Департаменте транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы говорят о планах создания сети маршрутов общественного транспорта, которая обеспечит круглосуточную связь окраин столицы с центром и упростит передвижение горожан в ночное время суток.

Немаловажно, что в столице вводится новая система организации автобусных перевозок. Если сейчас ряд маршрутов дублируется составами «Мосгортранса» и коммерческими маршрутками, то новая система закрепляет каждый маршрут только за одним перевозчиком. И «Мосгортранс», и частные транспортные компании будут использовать исключительно большие комфортабельные автобусы. Обычные маршрутки постепенно исчезнут с городских улиц, а частники станут работать по единым стандартам, жестко соблюдая расписание и бесплатно перевозя льготные категории пассажиров. Плюс к тому общее количество автобусных маршрутов в Москве увеличится на 20%.

Сейчас функционирует 16 выделенных полос протяженностью 172,5 км.

Скорость движения на выделенной полосе выросла на 20–30% в зависимости от местоположения этой полосы, пассажиропоток вырос на 15%.

Для сравнения: в Лондоне под выделенные полосы отведено около 240 км дорог, в Мадриде эта цифра составляет 50 км, в Сиднее — 90 км, в Сеуле и Пекине — около 300 км, в Сан-Паулу — 155 км.

Пассажиры, которые пользуются автобусами, отмечают, что ездить стало комфортнее, так как время в пути стало более прогнозируемо.

В ближайшее время к выделенкам добавится еще четыре (на Ленинградском, Каширском, Варшавском, Киевском шоссе). Они будут вводиться постепенно.

Очень хорошо «приживаются» полуэкспрессные автобусные маршруты, связывающие окраины города с центром, — к примеру от МКАД до Белорусского вокзала можно доехать всего за 20 минут.

ЧТО МОСКВА И МОСКВИЧИ ПОЛУЧАТ В РЕЗУЛЬТАТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ТРАНСПОРТНОЙ ПРОГРАММЫ

На 25–30% сократится время на ежедневные поездки по городу.

С 23% до 7% снизится доля тех, кто живет вне зоны пешей доступности метро.

С 8 до 5 минут в часы пик сократится время ожидания наземного общественного транспорта.

С 11 до 18 км/ч в часы пик вырастет его средняя скорость, а на выделенных полосах она составит 30 км/ч.

На 20% уменьшится наполняемость общественного транспорта — с 5,4 до 4,5 человека на один квадратный метр.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру