Принимаем вино на себя

Пить москвичи меньше не стали, но сделались более разборчивыми

11.12.2013 в 18:33, просмотров: 4133

Водка медленно, но верно теряет популярность у москвичей. За последние 10 лет ее потребление в столице сократилось на 21%. При этом в два раза увеличилось питие вина, а статистика по пиву почти не изменилась. В общем, пить меньше мы не стали, просто сделались более разборчивыми.

Впрочем, руководитель Департамента торговли и услуг Москвы Алексей Немерюк считает, что кампания под условным названием «Пьянству — бой», объявленная властями горожанам, даст плоды в следующем году.

Принимаем вино на себя
фото: Мария Москвичева

— За один год, конечно, такая серьезная проблема не решается. Но тенденция к сокращению потребления крепких алкогольных напитков есть. Еще один повод перейти на легкие благородные напитки дают рестораны. Не будешь же запивать водкой пасту в итальянской пиццерии! Да и последний запрет на продажу пива в ларьках тоже дал о себе знать, — говорит Алексей Немерюк.

По оценке Росстата, с начала года в натуральном выражении каждый москвич потребил больше 9 литров виноградных и плодовых вин, 16,5 литра водки и ликеро-водочных изделий, 1,7 литра коньяка, почти 90 литров пива. Общий же объем потребления составил 43 млн декалитров, пива — 131,3 млн дкл.

Кроме того, специалисты пока оперируют неполными данными — окончательные итоги 2013 года будут подведены только в следующем январе.

— Как вы относитесь к планам Росалкогольрегулирования по сокращению алкогольной розницы почти в два раза? Приведет ли это к уменьшению потребления алкоголя? — спрашиваем у руководителя Департамента торговли и услуг.

— Такое серьезное сокращение продаж в магазинах вряд ли произойдет в скором времени. Алкогольный рынок можно регулировать разными способами. Например, Сергей Собянин по многочисленным обращениям граждан запретил торговать алкоголем на первых этажах в жилых домах, в маленьких магазинчиках, не приспособленных для этих целей. Мы хотим в ближайшее время ограничить расстояние от домов до магазинов, торгующих алкоголем, до 100 метров, а с 2016 года — до 200 м. Очевидно, что подобные меры понижают доступность алкоголя, а значит, приводят к уменьшению его потребления. В следующем году мы подведем результаты запрета продажи пива в мелкорозничных «точках». Мы сейчас судимся с крупной пивоваренной компанией, которая подала в суд за жесткое ограничение мелкорозничной продажи ее продукции. Суд первой инстанции мы выиграли. Думаю, выиграем и остальные.

Напомним, что пиво стало алкогольным напитком после десятилетней борьбы с пивным лобби. Вскоре будут введены ограничения по размерам тары. Кстати, если прежде спрос на размещение ларьков был очень высок, то с 1 января 2013 года, когда вступили ограничения на реализацию пива, он резко упал. До 70% оборота этих павильонов занимало пиво.

В прошлом году было введено декларирование, чтобы проследить весь путь от производителя до конечного потребителя — будь то бар-ресторан или магазин розничной торговли. Выяснилось: доля поставок отечественного алкоголя в Москву составляет 86%, импорта — 14%. Больше всего напитков к нам едет из Франции, Чили, Италии, Болгарии и Армении.

— Мы стоим на жестком правиле, что за безлицензионную торговлю нужно наказывать. Я надеюсь, что проект поправок, который вносится в Кодекс об административных правонарушениях, будет принят Государственной думой. Мы надеемся его поднять до полумиллиона рублей, чтобы было неповадно незаконно торговать алкоголем, — продолжает Немерюк.

А с 2014 года за двукратное непредоставление розничными предприятиями декларации на алкогольную продукцию они будут лишаться лицензии на продажу спиртного. «За 11 месяцев текущего года мы приостановили действие 236 лицензий за непредоставление деклараций и аннулировали 62 лицензии. Больше тысячи декларантов, к сожалению, уклоняются от подачи деклараций. Многие ссылаются на забывчивость», — говорит глава ведомства.